Анализ фрески Рафаэля Санти Афинская школа - Рафаэль Санти
Анализ фрески Рафаэля Санти Афинская школа

Анализ фрески Рафаэля Санти Афинская школа

Фреска «Афинская школа» Рафаэля — одна из четырех фресок для Папского дворца в Ватикане, написанная великим Рафаэлем в эпоху Высокого Возрождения. Изысканность и плавность линий, округлые контуры, сложные позы, ракурсы и сбалансированные по ритму композиционные формулы сочетаются между собой на фреске работы великого Мастера.

Земная деятельность человека, гармония физического тела и духовного содержания на помпезных архитектурных фонах дворца, безупречное чувство ритма и пропорций. Трудно поверить, что 25-летний представитель Умбрийской живописной школы с преобладанием принципов раннего ренессанса смог выполнить столь глобальную работу. На своей фреске Рафаэль Санти объединил всех известных в то время философов и мыслителей, начиная от Диогена, Гераклита и Эпикура и заканчивая учениками Платона и Сократа. Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения.

Работая над «Афинской школой» — фреской на тему философии. Рафаэль изобразил фантастический храм, главный неф которого уходит в голубую даль рядом сводчатых арок, и поместил в его пространство древних философов и ученых. В центре изображены Платон, указывающий на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, и Аристотель, простерший руку над землей. Левее, активно жестикулируя, что-то объясняет ученикам Сократ с крутым, упрямым лбом, ниже Пифагор пишет в книге, куда с любопытством смотрят сидящие вокруг него, Гераклит Эфесский застыл с пером в руке, погруженный в свои размышления, Диоген возлежит в непринужденной позе на мраморных ступенях, справа, нагнувшись к табличке, пишет свои формулы Архимед, позади него беседуют Страбон и Клавдий Птолемей. В последней группе Рафаэль изобразил древнегреческого живописца Апеллеса в темной шапочке, смотрящим на зрителя, придав ему собственные черты.

На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон напоминает Леонардо да Винчи, а Гераклит — Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из этих мастеров. Фигура первого гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Таким образом, Рафаэль словно подмигнул своему вечному сопернику, лишний раз подчеркнув, насколько сильно мировое братство художников.

Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы, вся композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом. Но «любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему, ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей.

Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще.

В красивом, античном храме с воздушной и светлой архитектурой рождается истина, которая восторжествует над человеком, как и ярко-голубой небосвод, виднеющийся в системе арочных сводов над головами философов.

«Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ.

Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Разнообразие личных человеческих мнений и отдельных философских течений объединил и изобразил на своей фреске Рафаэль Санти.

«Афинская школа» – истинное наследие, которое оставил для своих потомков художник Санти, назидательно демонстрируя правильную и полноценную человеческую деятельность.