Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна Альба - Рафаэль Санти
Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна Альба

Анализ картины Рафаэля Санти Мадонна Альба

Полотна с изображениями святых были всегда в моде. Это пользовалось неизменным успехом и многим богатым гражданам Средневековья очень хотелось иметь в своём доме портрет Мадонны или же Христа. Но были и тройные портреты.

Картина «Мадонна Альба» (1511) кисти великого Рафаэля Санти из Урбино — несомненно, одна из лучших Мадонн, созданных художником за всю карьеру — если не самая лучшая.

Достаточно сказать, что в свое время «Мадонна Альба» считалась наиважнейшим экспонатом Императорского Эрмитажа в Санкт-Пертербурге.

Однако в 1931 году начались печально известные «эрмитажные распродажи», и шедевр Рафаэля был продан американскому олигарху Энрю Мелонну за 2 500 000 рублей, что по тогдашнему курсу было эквивалентно 1,1 млн долларов США.

«Мадонна Альба», таким образом, стала первым произведением искусства в мире, чья цена превысила 1 млн долларов — и удерживала первую позицию 30 лет. В настоящее время «Мадонна Альба» находится в коллекции Национальной галереи исккусств в Вашингтоне и оценивается, как самое значительное произведение Рафаэля из находящихся в США.

Рафаэль написал «Мадонну Альба» в 1511 году по заказу Паоло Джовио — итальянского ученого-гуманиста, религиозного деятеля и придворного врача римских пап. В то время Рафаэль находится на пике своей карьеры и в расцвете творческих сил: достаточно сказать, что в том же году была создана знаменитая «Афинская школа».

Картина, имеющая небольшие пропорции (94,5 х 94.5 см) выполнена в форме тондо (от ит. tondere -округлять) — то есть, вписана в круг. Центр всей композиции смещен влево — им является небольшой крест из тростника, который Иоанн-Креститель протягивает младенцу Иисусу. Основное и главное отличие картины от своих предшественниц — довольно статических мадонн готической эпохи — заключается в гармоничной композиции и живости персонажей, которые активно взаимодействуют друг с другом, и, кроме того, органично вписаны в окружающий пейзаж.

Интересно, что свое нынешнее название «Мадонна Альба» приобрела значительно позже написания. В свое время заказчик и первый владелец «Мадонны Альбы» Паоло Джовио получил епископскую кафедру в городе Ночера-Инферьоре на юге Италии и, перезжая, разумеется, забрал шедевр Рафаэля с собой, после чего картину разместили в местной церкви оливетанцев.

Однако юг Италии еще долго после того находился под властью испанских Габсбургов — поэтому в 1686 году неаполитанский вице-король, граф-герцог Оливарес, попросту взял и добавил полюбившуюся ему работу Рафаэля к своей коллекции — без ложной скромности и ненужных пояснений.

Оливарес забрал картину в Испанию, и в 18 веке она находилась в севильском дворце наследников Оливареса — знаменитых герцогов Альба, в честь которых и получила свое название.

Из рук одной из герцогинь «Мадонна Альба» перешла в собственность доктору, который занимался ее лечением. Как такое стало возможным — сложно сказать. Похоже, пронырливый шарлатан, используя личное обаяние и соответствующие медикаменты, совершенно подчинил выжившую из ума старушку своей воле. Впоследствии, кстати, этот медработник был отдан под суд за попытку отравить герцогиню — однако было уже поздно.

Подозрительный доктор успел продать бесценный шедевр Рафаэля датскому послу графу де Бурку. Бурк продал «Мадонну Альбу» лондонским дельцам, и уже у них за 14 000 фунтов эта картина была куплена по указанию российского императора Николая Первого.

Император был чрезвычайно доволен прибретением: Рафаэль тогда считался художником №1 в целом мире. Картина очень приглянулась и жене Николая Первого — императрице Александре Федоровне, которая даже выразила желание повесить «Мадонну Альбу» в своем кабинете.

На это Николай Первый, в целом неплохо оносившийся к супруге, ласково улыбнувшись, заметил: «Жирно с тебя, матушка, будет!» Александре Федеровне пришлось довольствоваться изготовленной по заказу мужа копией «Мадонны Альбы» кисти Бруни.

«Мадонну Альбу» очень ценил Сальвадор Дали, являвшийся величайшим поклонником творчества Рафаэля. В работах Дали 1940-хх годов ссылки на Мадонну Альбу встречаются неоднократно — в частности, каталонский художник обожал копировать сандалию Богородицы — как и всю ее позу в целом. Связано это в том числе и с тем, что практически все сороковые Дали провел в США, где имел прекрасную возможность подробно изучить Мадонну Альбу в оригинале.

Рафаэль был самым изысканным живописцем Средневековья и довольно часто исполнял заказы с изображениями святых. Собственно вот так, по заказу, и появилось это полотно. Оно традиционно: Мать Христа Мария, Христос-младенец и младенец Иоанн Креститель. Всё вроде традиционно, да не совсем. Пейзаж несколько иной и потом сама Мадонна потрясает своим внешним великолепием и какой-то умиротворённостью. Можно предположить, что она вышла на прогулку с Младенцем и встретила Иоанна, будущего крестителя.

Кто знает, была ли такая встреча в реальности или же это плод фантазии живописцев. Но данный сюжет заманивал многих в свои сети. Не избежал этого и Рафаэль. Мадонна одета у него в синий хитон и держит в руках книгу и даже восседает на нечто похожее на кресло. Иоанн примкнул к ним, и она как бы привлекает его к себе, а Христос хватается за крест. Тот самый крест, которым его будут крестить и на который его прибьют во время казни. Что это как не предначертание свыше?

Это понимают все трое, и потому нет никакой тревоги. Они понимают, что нельзя избежать неизбежного. Это потрясающее полотно, в котором доминирует синий цвет (хитон и небо, немного горы). Но и зелёный цвет не отстаёт, тоже присутствует и даёт нам удивительную мягкую гамму. Но что самое главное, что уже даны все характеристики будущего детей – Креститель в грубой бараньей шкуре, Христос, как и все младенцы, пока голенький, но это тоже не просто так – это означает что его душа чистая. И вот ещё кое-что от символизма – облака над младенцами. Это тоже не просто так. Это означает, что судьба у этих детей не безоблачна.