Картина Мадонна Альба — небольшая картина, выполненная маслом на холсте в форме тондо – вписанного в овал, или круг изображения. Оригинальное полотно «Мадонна Альба» имеет размеры 94,5×94,5. Композиция произведения «Мадонна Альба» проста – на ней изображена Пресвятая Дева с Богомладенцем, и Иоанн Креститель. Мария сидит на посреди луга с книгой в руках. Иоанн-Креститель в образе младенца протягивает крест Иисусу. Обнаженностью Богомладенца на фоне одетого в шкуру Крестителя Рафаэль символически воплощает его идеальную духовную чистоту. «Мадонна Альба» написана яркими, насыщенными цветами:
Синим.
Голубым
Зеленым.
Розовым.
Светло-бежевым.
Синим цветом одеяния «Мадонна Альба» сочетается и почти сливается с голубизной чистого неба. А ярко-зеленые деревья, которые Рафаэль изобразил на заднем фоне, напротив, контрастируют с бледно-зеленым лугом в центре. Картина наполнена благостной, жизнеутверждающей атмосферой. Фигуры на полотне «Мадонна Альба» находятся в гармонии друг с другом, составляя целостную композицию – этим Рафаэль отличается от классической средневековой иконописи с неестественными позами и отрешенными лицами.
Несмотря на гармоничную атмосферу, картина содержит намек на трагический исход – крест в руке Младенца Иисуса по форме напоминает тот, на котором Он будет распят. Однако, картина изображает героев, принимающих Божью волю и не противящихся тому, что уже предопределено. Поэтому выражение их лиц на полотне «Мадонна Альба» остается спокойным и умиротворенным. На заднем плане Рафаэль изобразил город – натурой послужила римская область под названием Кампанья.
Это полотно – одна из первых работ Рафаэля римского периода. Картину Мадонна Альба художник написал почти сразу после переезда из Флоренции. Рафаэль находился тогда на самом пике развития своего таланта и творческих сил. По стилю картина «Мадонна Альба» несколько отличается от предыдущих его работ этого жанра. В ней больше жизни и естественности, позы изящней и мягче. В то же время, картина ближе к греческой манере живописи.
Рафаэль Санти (весна 1483 – 6 апреля 1520 г.) родился в семье художника, работавшего при дворе герцога Урбинского. С детства он был вовлечен в сферу изобразительного искусства, проявлял интерес к живописи. Рафаэль обучался живописи у самых известных школ эпохи Ренессанса – Умбрийской, Флорентийской и Римской, сочетая их опыт с манерой античных и византийских мастеров. «Мадонна Альба» была создана именно в этом слиянии художественных стилей.
Первые картины художника – классические образцы Кватроченто, во Флорентийский период Рафаэль начинает развивать принципы естественности и природной чувственности. Поздние произведения предваряют стиль барокко. Рафаэль привнес в европейское живописное искусство живость, динамизм, естественность, непосредственность человеческих эмоций и красоту реалистичных фигур.
В начале своего творческого пути Рафаэль учится и работает в мастерской Перуджино. После – переезжает во Флоренцию, где знакомится с другими великими мастерами Ренессанса – Леонардо да Винчи, Бастиано да Сангалло, Микеланджело. Здесь открывается его прославленный цикл изображений Святой Девы с Младенцем. Биографы художника считают, что Рафаэль создал этот цикл как дань памяти рано ушедшей из жизни матери. Последний, самый плодотворный этап жизни художника – работа в Риме. Рафаэль попадает в Ватикан, где становится одним из главных художников при Папе Римском. Здесь создаются его самые знаменитые шедевры, в том числе и «Мадонна Альба». Умер Рафаэль рано – в 37 лет, от неправильного лечения простуды. Похоронен в Пантеоне, в Риме.
История полотна и его стоимость
Картина создана по заказу епископа, врача и ученого Паоло Джовио, в 1511 г. Жанр – реализм с отголосками античной живописи. История его сложна и запутана:
После смерти создателя «Мадонна Альба» была увезена в город Ночера-Инферьоре своим заказчиком, получившим туда назначение.
Потом картина была приобретена в личную коллекцию неаполитанского вице-короля Оливареса. Это случилось после того, как город, где она хранилась, попал под владычество неаполитанской короны.
Свое современное называние картина получила уже в XVIII в., находясь в Севилье, во дворце одноименных баронов.
После коротких переходов в разные руки, в 1836 г. «Мадонна Альба» была приобретена за 14 тыс. фунтов по приказу Николая I – Рафаэль особенно ценился этим императором.
В Эрмитаже картина «Мадонна Альба» пробыла до 1931 года, когда ее продали Меллону – магнату из Южной Америки – за 2500 тыс. руб. (1,1 млн долл.).
Оригинал полотна «Мадонна Альба» хранится сегодня в Вашингтоне, в Национальной галерее искусства. Эта картина признана одной из самых значимых произведений изобразительного искусства, хранящихся в США.