Анализ картины Питера Рубенса Герцог Лерма - Питер Пауль Рубенс
Анализ картины Питера Рубенса Герцог Лерма

Анализ картины Питера Рубенса Герцог Лерма

Это одно из очередных заказных портретов Рубенса. Но он весьма необычен для нас сейчас, а тогда было достаточно модно изобразить вельможу, например на коне. Достаточно вспомнить конные портреты Петра Первого или Екатерины Второй. Здесь же перед нами герцог Лерма. И я не зря вспомнил русских представителей монаршеской фамилии.

Герцог Лерма, как поговаривают дальний предок рода Лермонтовых. Стало быть, это предок поэта Михаила Лермонтова. Впрочем, это всего лишь была фантазия юного поэта. Он просто не хотел смириться с другой менее уважаемой им легендой, что род поэта произошёл от шотландской линии. И он упорно всегда утверждал, что его предок именно герцог.

Когда он впервые посетил испанский двор, Рубенс использовал эту картину, чтобы продемонстрировать свои таланты и оставить свой след. В нем уже есть много элементов его зрелого стиля барокко, которые были бы новыми и поразили бы его зрителей. То, как лошадь, кажется, устремляется вперед к зрителю — эффект, созданный низкой точкой обзора и отсутствием уравновешивающих элементов на переднем плане, а также напоминающий техники Караваджо — был впечатляющим и порвал с традиционным профилем конных портретов. Для усиления зрелища использовались и другие приемы: эксцентричная окраска, бурное освещение и довольно тревожная энергия лошадиных волос и листвы деревьев.

На самом деле герцог был когда-то весьма видной фигурой в Испании. Он много воевал, одержал достаточно много побед и при этом был весьма щедрым меценатом и скупал много разных полотен у самых известных испанских живописцев. Это благодаря ему известный музей Мадрида Прадо пополнился невероятными шедеврами, которых и не найдёшь в других музеях мира. Он дослужился до кардинальской шапочке, но вскоре после получения должности впал в немилость и был арестован. А ведь через него потом уже много лет спустя начнётся род португальских королей.

Именно он способствовал миру на территории сразу двух государств Испании и Португалии. Но никогда же не решалось всё заслугами, всё решалось интригами. А герцог Лерма не умел интриговать. Он был воином, а не интриганом.

Рубенс изобразил герцога в самый пик его популярности, ещё не старым, но уже не молодым. На белом коне он выглядит как рыцарь Белой шпаги. Это полотно сейчас хранится там же, в Прадо. Герцог Лерма был весьма польщён такой работе и выполненной с таким мастерством. Правда, для самого Рубенса эта работа несколько необычна, он мало делал именно таких портретов.