Мальчик на портрете изображен на фоне природы. Виден город, зеленые кусты, отдаленная рощица, деревья, с прозрачными коричневыми листьями на фоне рассветного неба, желтого у горизонта. Вокруг царит осень, прохладная, ранняя, золотая и красивая. Переливы цветов были бы прекрасны, даже если бы были самостоятельным пейзажем.
Мальчик же, превращающий их в портрет, выглядит их плотью от плоти. Он одет в красную рубаху с сероватую шапку. Каштановые волосы достают до плеч, лицо выглядит нежным, как у девочки. Нос красноват, как и щеки – видимо, погода уже достаточно прохладна – глаза темные, губы пухлые, а подбородок кажется излишне мягким, не по-мужски скошенным.
Большое внимание Пинтуриккио уделял пейзажу. На «Портрете мальчика» Пинтуриккио отчетливо виден задний план. Полуфигура ребенка ярко выражена, именно на нем акцентирует внимание художник. Пейзаж композиционно согласован с фигурой человека: лицо мальчика четко выражено и гармонично выделяется на фоне далекого пейзажа.
Природа отражает натуру ребенка. Его безгрешная юность подчеркивается спокойным видом с тонкими деревцами, придавая образу легкость. Серьезные черты лица можно сопоставить с зеркалами водоемов и крутыми утесами.
Если говорить о палитре, лицо ребенка светлое; именно оно – акцент сюжета. Пейзаж, цвет одежды – все изображено в осенних тонах с толикой весеннего преображения. Такое ощущение, что на картине сменяются времена года. То же самое происходит в душе мальчика: он преображается, меняется его мировоззрение. Внутри него – буря, как у ребенка, но он это скрывает, как взрослый. Чувствуется этот диссонанс: противоречие физического и морального развития мальчика.
Румянец щек, ребяческая припухлость, нежная кожа дают понять, что он еще юн. Его детское лицо сопоставляется с серьезными чертами взрослого: отсутствие улыбки, полуоткрытые глаза, глубокий взгляд, недетская задумчивость. Складывается впечатление, что мальчик совершает жизненно важный переход: от детства к отрочеству. Уже совсем скоро он будет юношей. В лице видно зарождение подросткового высокомерия.
Можно сказать, что он еще далек от взросления, как и пейзаж далек от самого мальчика. Скорее всего это не просто мальчик, а анализирование процесса взросления. Не просто юношеское лицо, а борьбу детской наивности и взрослого понимания. Образ натурщика одухотворен, пейзаж помогает лучше понять ощущения и эмоции ребенка.
Однако выражением глаз мальчика подойдет и взрослому мужчине. Он смотрит на зрителя серьезно, словно тот потревожил его покой или же не желает отвечать на вопрос, который был ему задан. Так мог бы смотреть юный оруженосец знатного рыцаря на крестьянина, отказывающегося отказать ему дорогу, или молоденький принц на дракона, не желающего пропустить его к принцессе. Голова мальчика откинута, подбородок чуть задран, он смотрит как бы свысока, и это положение для него явно привычно.
Возможно, он сын богатого человека или помолвлен с самого рождения с дочерью знатной семьи. А, может быть, просто его характеру свойственна угрюмость и обостренное чувство собственного достоинства, которое не позволяет ему посмотреть на кого-то снизу вверх.
На вид ему около двенадцати лет. Он только начинает жизнь, и жизнь уже представляется ему довольно забавным, хоть и не заслуживающим снисхождения местом. Возможно, он видел чью-то смерть или же столкнулся с несчастьем. Недетская серьезность в его взгляде, и, возможно, то, что кажется надменностью, на деле лишь какой-то вопрос, терзающий его – смысл жизни или смысл его собственного рождения.