Анализ картины Павла Корина Портрет маршала Жукова - Русские художники
Анализ картины Павла Корина Портрет маршала Жукова

Анализ картины Павла Корина Портрет маршала Жукова

Портрет Г. К. Жукова писался в послевоенной Германии. 16 октября 1945 года П. Д. Корин вылетает на самолете из Москвы в Берлин. Столица поверженного Рейха тогда была закрытым городом, и художнику выдали специальный пропуск и форму капитана Красной армии. Затем на машине он отправился в предместье Потсдама — Бабельсберг, где располагалась штаб-квартира Г. К. Жукова.

Над портретом Маршала Жукова художник Корин начал работать сразу после окончания Великой Отечественной войны, а именно в один из осенних месяцев 1945 года. Закончил он свою работу на удивление быстро – к декабрю того же года.

Скорость выполнения работы и ее качество объясняются очень просто – Маршал потребовал от Корина справиться с этим заказом и с этой рабой как можно быстрее. Поэтому для того, чтобы выполнить ее не только быстро, но и качественно, художнику пришлось отправиться на территорию Берлина. Дело в том, что Жуков, будучи очень занятым человеком в послевоенное время, все также не мог задерживаться надолго на территории Москвы.

А для того, чтобы беспрепятственно путешествовать и отправляться в этот город за пределами СССР, художник получил почетное и открывающее множество дорог званием капитана. Между частыми, но непродолжительными сеансами создания портрета художник ходил по разрушенному городу. Причем заходил он даже в такие места, где нельзя было быть гражданским лицам.

Эти прогулки помогли ему проникнуться духом и атмосферой послевоенного времени. Это было необходимо для того, чтобы как можно более точно и правдиво показать Маршала Жукова таким, каким он стал для всей страны, народа и государственной власти в целом.

Он мог бы нарисовать портрет Маршала не в его парадной, а в обыкновенной одежде, но ему был дан специальный заказ изобразить Маршала нарядным. После того, как работал была закончена, Маршал написал в коллегию искусств о том, работа ему понравилась. Также он отдельно отметил, что ему очень понравилось «полевое» выражение, которое художник выразил на портрете. На вопрос художника о том, что такое «полевое» лицо, Жуков ответил, что это лицо человека, который только что вернулся с поля боя. Поэтому Жуков остался доволен проделанной работой.

Сложная обстановка в послевоенном Берлине, множество дел и обязанностей Г. К. Жукова были помехой работе художника. Маршал предполагал, что его портрет будет написан за несколько сеансов, но П. Д. Корин убедил его в том, что для написания портрета требуется значительно больше времени и что он относится к своей работе также серьезно, как и Г. К. Жуков к своей. П. Д. Корин работал почти три месяца. Результатом остались довольны и сам художник, и Г. К. Жуков. Павел Дмитриевич записал в своем дневнике: “Показал портрет маршалу Жукову и портрет ему понравился. Маршал сказал: “Лицо полевое”. Я переспросил, почему полевое? Он ответил: “Такое бывает на поле боя”.” Художник, покоренный личностью полководца, говорил: «В нем воплощение национального гения, самобытного, неповторимого».

Перед автором стояла задача создать парадный портрет. П. Д. Корин изобразил маршала сидящим в военном мундире, его лицо выделено красной драпировкой, оно невозмутимо и словно высечено из мрамора. Ясно прочитываются на мундире военные награды маршала и знаки его воинского отличия. Ордена и медали словно вспыхивают яркими цветами на фоне темного сукна. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Г. К. Жукова. Портрет стал одним из наиболее узнаваемых образов Г.К. Жукова.