Анализ картины Николая Пимоненко Святочное гадание - Анализ картин
Анализ картины Николая Пимоненко Святочное гадание

Анализ картины Николая Пимоненко Святочное гадание

Удивительно красивая жанровая картина. Две красивые девушки-крестьянки сели на скамейку у печки и при свечке на Святках принялись гадать. А как же без этого! Тогда на Святках это едва ли не самое главное – погадать на суженого-ряженого! Ведь девушкам очень хотелось поскорее выйти замуж. А гадали на святках по-разному. Вот то, что на полотне как раз самое верное.

Наливалось в чашку немного воды, зажигалась свеча, и накапывался в воду воск. Он там застывал в различных формах, а потом при помощи свечи рассматривают тень этой самой восковой застывшей кляксе.

Рассматривали пристально, чтобы разгадать профиль любимого. Вот как раз за рассматриванием художник и застал своих героинь. Внимательно и весело смотрят они на тень исходящей от свечи – вдруг увидят что знакомое. Но самое интересное, что такие святочные гадания сбывались почти через год.

Как правило, все русские свадьбы справлялись осенью, почти сразу после сбора урожая.

Работы стало поменьше и потому можно было предастся развлечением. А свадьбы тогда праздновали с большим размахом. Кстати, святки тоже праздновали с размахом, но, правда, не таким уж большим.

Николай Корнильевич Пимоненко родился неподалёку от Киева в семье иконописца. От отца он перенял талант, и даже сам хотел пойти по стопам родителя, однако увлёкся изображением жанровых сцен. Надо признать, здесь Пимоненко действительно виртуозен.

Начав свой творческий путь с вольнослушателя Академии художеств, Николай Корнильевич в дальнейшем стал академиком этого учреждения. Его произведения появлялись на международных выставках в Берлине, Париже, Мюнхене.

Я хочу заметить, что меня особенно впечатляет мастерство Пимоненко передавать малейшие детали и эмоции людей, что особенно важно в жанровой живописи. Очень ярко это нам иллюстрирует «Святочное гадание», о котором и пойдёт речь. Это творение Николая Пимоненко буквально переносит нас в прошлое. Картина была написана в 1888 году, однако сюжет, изображённый на ней, мог относиться и к более раннему времени.

Одно только название картины ясно указывает нам, что время действия – Святки. Эта пора считалась волшебной. В старину славяне верили, что во время Святок человеку может открыться его судьба, а потому часто устраивались гадания. Конечно, наиболее популярными эти занятия были у молодых девушек. Часто юные красавицы задавали вопрос, скоро ли встретят своего суженого и выйдут замуж.

Интересно, что на своём полотне Пимоненко как раз продемонстрировал нам момент из такого удивительного старинного святочного гадания. Согласно традиции, следовало расплавить воск и налить его в чашу с водой. Когда он застывал, полученную форму доставали из ёмкости и старались рассмотреть. На картине «Святочное гадание» мы видим именно этот, самый волнующий и, можно сказать, кульминационный момент ворожбы.

Но вы можете заметить, что девушки смотрят не столько на воск, сколько на стену. Всё верно – Пимоненко здесь тоже показал, что гадающие должны были подсветить свечой восковую фигурку, чтобы та отбросила тень.  Народ верил, что в увиденном силуэте можно рассмотреть профиль будущего жениха. Потому-то девушки на картине так внимательно вглядываются в тень на стене – а вдруг приметится что-то знакомое.

Сразу после святочных гаданий на Руси девушки устраивали посиделки с чаем и песнями. Напевая народные песни, они занимались вышивкой или ткачеством. Многие из них мечтали о будущем счастье и, конечно, размышляли, верно ли углядели своего суженого. К слову, свадьбы проводились почти через год после гаданий. По осени, когда урожай был собран, люди могли отдохнуть от тяжёлых работ в поле, а потому устраивались торжества и гуляния.

Зимой то особо не нагуляешься, но они были как продолжение Рождества Христова. Вот потому и красавицы одеты празднично. Как правило, девушки собирались в одной из изб, без парней и принимались гадать. Но это было не долго. Сразу после гаданий, начинались песнопения, но тоже не просто так – кто-то прял пряжу, кто-то что-то подшивал или перебирал из ягод.

Конечно, растапливался самовар, и начиналось девичье чаёвничество. Угощения были разные – пряники, хлебцы или кусковой сахар. Но потом приходили и парни, но ничего такого между ними не происходило, просто сидели и рассказывали всякие байки, присказки и истории.