Сюжетом этой картины является библейская легенда о том, как была обручена дева Мария с плотником Иосифом. Она была написана талантливым художником Пьетро Перуджино в 1504 году специально для Кафедрального собора.
По «Золотой легенде», описывающей жизни святых людей, Мария была воспитанницей Иерусалимского храма. После того, как девушка достигла совершеннолетия, священнослужители должны были выдать ее замуж за порядочного и добродетельного мужчину.
Чтобы найти подходящего претендента они возложили свои надежды на знамение свыше. Все мужчины, желающие взять Марию в жены, должны были оставить свои посохи в храме на ночь. Чей посох зацветет – тот и станет ее мужем. По велению небес только на посохе, оставленном Иосифом, распустились листья.
На полотне «Обручение Марии» Пьетро Перуджино изобразил сцену бракосочетания. Одежда священнослужителя воспроизведена по ветхозаветным описаниям. Он держит руки новобрачных в момент, когда Иосиф надевает обручальное кольцо на палец Марии. Она уже носит под сердцем будущего Спасителя. Ноги Иосифа босы. На его левом плече лежит цветущий посох, как символ свершения божественной воли.
По краям картины располагается группа людей. Мужчины – это невезучие кандидаты на руку Марии, а женщины – ее подруги. На заднем плане располагается просторная площадь, мощенная камнем.
Самым ее центром является Иерусалимский храм. Картина поражает его грандиозностью. Громоздкие купола, высокие арки, красивые ступени – все это приемы древней архитектуры. С обеих сторон его окружает голубой небосвод и мягкие линии зеленых холмов, характерных для той местности.
Картина Перуджино построена на контрастах и симметрии. Строгие прямые линии сочетаются с округлыми формами, но герои выглядят оживленными и естественными. Нежная цветовая палитра и превосходное воссоздание каждой детали делает картину олицетворением божественной силы, живущей на Земле во всем.