Картина Кузьмы Петрова-Водкина Автопортрет - Кузьма Петров-Водкин
Картина Кузьмы Петрова-Водкина Автопортрет

Картина Кузьмы Петрова-Водкина Автопортрет

Значение искусства Кузьмы Петрова-Водкина для русской и мировой культуры сложно переоценить. Практик и теоретик искусства, оригинальный философ, он выработал стройную творческую программу, вполне индивидуальную, но сложно связанную с широким спектром модернистских течений России и Европы.

Влияние Петрова-Водкина как педагога, главы собственной школы, стало решающим в судьбе многих авторов. Он был кумиром и безусловным авторитетом для учеников. Порой масштаб личности затмевал в их глазах реального человека: «Петров-Водкин был маленький, с бородкой. Все, кто его не знали, почему-то представляли его себе огромным, толстым, с громадными бицепсами. И я его представлял таким же, пока не увидел» (Сергей Калмыков).

Последователей убеждала прежде всего логика образной системы учителя. Человек и космос (Вселенная), пространство и время, физический мир вещей и их метафизическое измерение – вот высокие сюжеты всех, даже камерных, произведений Петрова-Водкина.

В исполненном пером композиционном «Автопортрете» своеобразная «космистская» методология получает убедительное воплощение. Большую часть листа занимает зеркало, в котором отражается комната с окном и лежащим на кровати художником. Понятно, что это не традиционный автопортрет, не интерьер, не натюрморт, но синтез всех жанров, изобретенный Петровым-Водкиным способ выражения «конструкции вещей», сложных «переходов частей формы из одной в другую» и, как результат, острое ощущение вращающейся планеты.

Многомерность любого события, наслоение образных тенденций, отсутствие между ними жестких границ, «принцип ускоренного, совмещенного развития» – вот основы умозрения Петрова-Водкина. Его искусство уничтожает дистанцию между «низкой» жизнью и высокой поэзией. В центре пространства находится он сам. Реальный человек становится демиургом, творцом мироздания.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина Автопортрет написана в 1918 году, который считается годом натюрмортов в творчестве известного художника. Лучше понять, что подтолкнуло к созданию такой картины, помогут письма автора к его матери. Из них становится известно, что Петров-Водкин устал от жизни в столь непростые времена. Его все чаще посещали мысли о месте человека на земле и конкретно его роли для человечества.

Столь философские размышления подтолкнули художника искать ответы в новом и не совсем привычном для себя жанре. По словам людей, которые лично знали автора картины, портрет вышел на удивление точным. Внешность автора передана в мельчайших деталях, но не это составляет истинную ценность полотна.

В портрете скрывается ответ на вопрос о внутренней силе человека и его способности противостоять житейским бурям. Автор доказывает, что источником стабильности для каждого человека в первую очередь должен быть он сам. В себе следует черпать силы, а не искать опоры на стороне. Лишь в одиночку человеку предстоит преодолеть невзгоды, что затем встретить счастье.

Художник изобразил на своем лице глубочайшее раздумье. Так должен выглядеть человек, что принимает серьезное решение, взвешивает ответ, от которого зависит его дальнейшая судьба.

Образ, созданный мастером, позволяет заглянуть во внутренний мир автора, приоткрывая миру его чувства и переживания. Эпоха поставила людей перед непростым выбором и художнику также предстоит принять свое решение. Здесь он простой человек, а не творец прекрасного, но в тоже время отпечаток раздумий на его лице превращает художника в мыслителя.

Ощущается здесь и чувство ответственности, которое теперь ляжет на плечи художника, ведь именно 1918 году Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств. Теперь он может вывести искусство на новый уровень, что стало возможно после Революции, но еще раз заставило задуматься о том, какой путь выбрать.