Анализ картины Петра Кончаловского Портрет В. Э. Мейерхольда - Петр Кончаловский
Анализ картины Петра Кончаловского Портрет В. Э. Мейерхольда

Анализ картины Петра Кончаловского Портрет В. Э. Мейерхольда

В период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Мейерхольда, П. П. Кончаловский (1867-1956) создал портрет этого выдающегося театрального деятеля. Для режиссера-реформатора Всеволода Эмильевича Мейерхольда 1938 начался драматически: 7 января Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации Государственного театра имени Мейерхольда (ГОСТИМ).

Чтобы подчеркнуть конфликт личности с окружающей действительностью, создавая портрет режиссера, художник использовал сложное композиционное решение. На первый взгляд кажется, что на холсте изображен мечтатель, чьи грезы воплощаются в цветные узоры, покрывающие целиком стену и софу до пола. Но, приглядевшись внимательнее, угадывается болезненная апатия модели, отстраненность от окружающего мира. Именно через сопоставление яркого ковра, густо покрытого орнаментом, и монохромно решенной фигуры режиссера, которая иллюзорно оказывается зажатой и запутанной в причудливых изгибах узоров, Кончаловский раскрывает образ.

В. Э. Мейерхольд – один из гениев театрального искусства. Будучи реформатором в своей области, Всеволод Эмильевич не мог смириться с перестановками во властных кругах, случившихся между 1937 и 1938 годами.

7 января 1938 года Комитетом по делам искусств было принято решение о закрытии Государственного театра, носящего его имя. Выдающийся режиссер не мог оставить в стороне факт подобного самоуправства, но сделать ничего не мог. В конечном итоге неосторожные высказывания становятся причиной ареста, а впоследствии и гибели Мейерхольда.

Незадолго до ареста, П. П. Кончаловский написал портрет Мейнхольда, изобразив при помощи красок то, что не удалось передать словами. Человек на картине замер в позе, подчеркивающей наличие конфликта между личностью и окружающей действительностью. До конца будучи уверен в справедливость суждений своих товарищей по работе, партийной деятельности, членов семьи и просто соседей, он не готов принять удар в спину, который ему уготовила судьба. И все же он понимает, что подобного не избежать.

Мейерхольд изображен в полулежачем положении. Опорой для его левой руки является поверхность софы, укрытой цветастым покрывалом. Фоном для картины послужила обычная советская квартира, потому за спиной модели виднеется яркий узорчатый ковер.

Яркий ковер, не менее яркое покрывало и своеобразная расслабленная поза создают обманчивое впечатление.

Неискушенному зрителю кажется, будто перед ним мечтатель, не обремененный какими-либо заботами и не ведающий о превратностях жизненного пути. Лишь присмотревшись внимательно, удается понять, что человек отстранен от окружающей действительности, в его взгляде присутствует апатия и загнанность. Созданный Кончаловским портрет является последним изображением режиссера. Картина хранится в собрании полотен Третьяковской галереи.