Анализ картины Петра Кончаловского Семейный портрет - Петр Кончаловский
Анализ картины Петра Кончаловского Семейный портрет

Анализ картины Петра Кончаловского Семейный портрет

«Семейный портрет в мастерской» – самое большое и дорогое полотно Кончаловского. В 2013 году на лондонском аукционе Sotheby’s картина была выкуплена до начала торгов. Пожелавший остаться неизвестным российский коллекционер заплатил за нее 7,5 миллионов долларов.

Это третий семейный портрет Петра Кончаловского. Если говорить о любимых темах, которые плотно связаны с именами авангардистов той эпохи, то при упоминании Ларионова вспоминаются в первую очередь парикмахеры и солдаты, с образом Шагала связаны летающие люди, при упоминании Гончаровой приходят на ум святые, которые казались возникшими значительно раньше, чем само христианство. Кончаловский же ассоциируется с семейными портретами. Интересно наблюдать эволюцию художника через эти портреты.

Первый он написал в 1911 году, «Семейный портрет (на фоне китайского панно)» хранится в Русском музее. Картина написана в стиле неопримитивизма. Сам художник так описывал работу над этим портретом: «Меня преследовала мысль овладеть искусством упрощенного синтетического цвета. Эту же задачу я решал в портрете жены и детей 1911 г. В нем, по-испански, доминируют два цвета: черный и белый. <…> Введенная в фон китайская картина служит аккомпанементом этим основным тонам. В ней снова дано черное, серое и повторные ноты для красного – розовые жабры рыбы и зеленого — голубовато-зеленая волна». Кстати, фоновая картина – дань почитаемому примитивистами востоку, редкая в творчестве Кончаловского, который вообще-то был убежденным западником. Сами персонажи написаны в вывесочном стиле, они не взаимодействуют внутри картины, а ориентированы на зрителя. Изображение лишено объёма, оно двухмерное – как и полагается по законам направления. Жена и дети представлены условно, фигуративно (один из критиков их назвал «глиняными куклами»). Собственно, соблюдены все признаки неопримитивизма, можно сказать – программная для этого стиля картина.

Следующий семейный портрет Кончаловский пишет в 1912 году, и это уже совсем другая история. «Семейный портрет (сиенский)» хранится в Третьяковской галерее. Здесь еще чувствуются отголоски неопримитивизма, но уже имеет место и более смелое использование цвета – значительное место занимает яркая розовая стена. В картине появляется объем, внутреннее пространство. Сам художник об этом говорил: «Круглоту композиции, ее пространственность особенно четко показывала здесь дверь с лестницей за спиной жены, в самой высокой точке полукружия». Пространство кубизировано, четко выделяются прямые линии, пересечения, углы, овалы. Персонажи всё еще сохраняют фронтальное положение, но, безусловно, ощущается их внутренне взаимодействие. Цвета не перетекают друг в друга, каждый тон звучит в полную силу – розовый, голубой, фиолетовый, белый, зеленый, приглушенно-бордовый.

И, наконец, перед нами третий семейный портрет, написанный спустя пять лет. Единственное, что его объединяет с предыдущими двумя – персонажи. От былого примитивизма не осталось и следа. Пространство объемное и не монолитное, оно довольно четко разделено на зоны. В центре – Кончаловский и его жена. Они повернуты вполоборота. Справа – сын Миша и лестницы, мальчик занят своими делами у краскостёрочной машины. Левая часть отделена фиолетовой ширмой, над сундуком склонилась дочь Наташа.

Искусствоведы отмечают в этом портрете реминисценцию итальянского Возрождения – к XV веку отсылают вертикальное деление изображения, драпировка и даже «коленопреклонная фигура», которая в современных художнику реалиях воплотилась в девочке у сундука. Еще одно деление – на мужскую и женскую половину. Отец и мальчик – на ковре с геометрическим черно-белым узором, а женщины семьи – на паркете.

В целом картина принадлежит к сезанновскому направлению в творчестве Кончаловского. В пользу этого и цветовая гамма. Кончаловский активно использует один из любимых цветов Сезанна – голубой, но делает это в своеобразной манере. Цветовой ритм картины очень насыщен, с интересными повторами и акцентами. В противоположность предыдущим семейный портретам, здесь серебристо-серо-голубой мерцающий фон объединяет разрозненные акценты. Ярко-голубое платье супруги Ольги, зеленая ткань на машинке возле Миши и зеленый стул под Ольгой, фиолетовая драпировка, желтая лестница, гармонирующий с фоном (задающий пространство?) глава семьи, картина на задней стене, в которой так или иначе звучит большинство цветовых акцентов, и – неожиданно – красный угол Наташи. Девочка одета в красную кофту, сундук тоже красный. Наташа написана очень ярко и реалистично. Кончаловский вспоминал, что «заплетал ей косу» кистью, поражаясь возможностям живописи, которые позволяют делать такое. Портрет создает ощущение цельности. Вне всяких сомнений, жизнь в нем течет по своим законам, цветовая композиция отражает глубокое единство персонажей.

Картина «Семейный портрет» была написана Петром Кончаловским в 1912 году в городе Сиена. На ней присутствует все семейство Кончаловских: художник, жена и дети.

Кончаловский писал «Семейный портрет» в один из дней, когда семья уже смирилась с частыми поездками. За короткое время они посетили Сибирь, Испанию, Италию, Францию… Во время путешествий художник занимался написанием этюдов и прогуливался по музеям. Его постоянно окружали дети и жена.

Помещение в «Семейном портрете» ассоциируется с монастырской трапезной.

А намекают на это голые стены, малое количество еды и одежда художника, которая словно монашеская. В целом же полотно напоминает настенные фрески, которые присутствуют на итальянских монастырях. Эту мысль выразил и сам художник. По его наблюдениям, люди постоянно садятся в итальянском помещении так, словно собираются позировать на фреску.

Кроме того, в Сиене художник потратил много времени на изучение фресок эпохи Возрождения. Отсюда и влияние старых мастеров на художника.

Портрет выполнен в примитивных тонах, как и большинство итальянских фресок. Несмотря на такую упрощенность, изображение выглядит живым. Стул, который выглядит на полотне как фиолетовое пятно, здесь неспроста. Кто-то случайно поставил его на то место, а Кончаловский признал, что стул буквально врастает в портрет и сливается с ним.

После «Семейного портрета» художник начинает работать над серией картин в реалистической живописи. Он подолгу экспериментирует: сталкивает реальные предметы с нарисованными красками.