В 1925 году Павел Корин присутствовал на похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре. В то время уже существовала опасность преследования верующих, но несмотря на это, поток людей, желающих попрощаться, тянулся к гробу пять дней и ночей. Все понимали, что с этого дня положение Русской Православной Церкви безвозвратно изменится. Люди в этот момент скорбели не только по ушедшему патриарху, но по дореволюционной России. Глубоко впечатленный величием этого события, Корин решил написать грандиозное произведение, своеобразный «судный день», который превратит окружающий мир в пепелище.
История главной работы советского российского живописца Павла Корина величественна и трагична. Грандиозность картины «Русь уходящая» в размахе художественного замысла, а трагизм в том, что ему не суждено было полностью реализоваться – труд Корина остался незавершенным.
Третьяковская галерея хранит 29 фрагментов для масштабной композиции ненаписанной картины. Посетители музея, однако, видят в эскизах самостоятельные целостные образы, а мысленно собирая воедино изображенные сцены, понимают задуманное мастером.
Действие полотна «Русь уходящая» Павла Корина возвращает зрителей в 1925 год в московский Донской монастырь. Духовенство всех рангов, искренне верующие и фанатики, юродивые и нищие – все прощаются с патриархом Тихоном в священной церемонии отпевания. Павлу Корину довелось воочию наблюдать это торжественное драматическое шествие вместе с другими художниками, композиторами и мастерами пера. По-настоящему, с горестным надрывом всколыхнулась душа у русского живописца от всего увиденного.
Неприметный глас православных церквей отзывался в повседневности лишь тихим перестуком колоколов; теперь – в миг прощания с главным духовным наставником, он звучал во всю силу, он скорбел, но надеялся на победу православной Руси.
Философская картина передает в мельчайших подробностях одеяния епископов, монахинь, духовенства всех степеней, их характеры и душевные терзания в момент паломничества. С исключительной выразительностью написал мастер внутреннее убранство церкви – старинные фрески с ликами святых.
Корин изначально назвал будущий шедевр траурным молебном – «Реквием». «Русью уходящей» стала картина по совету Максима Горького, который восхищался затеей художника и оберегал ее от безбожной советской власти.
«Реквием» с годами преобразился от концепции гибели русской духовности к свидетельству богатства и стойкости духа Церкви.
В своей мастерской он натянул гигантский белый холст площадью более 40 квадратных метров и приступил к написанию эскизов. Он создал 29 фрагментов – портреты священнослужителей, интерьеры Успенского собора и наброски к композиции. Но за 27 лет художник так и не перенес зарисовки на холст – он остался девственно-чистым до самой смерти автора. Все элементы выставлены в Третьяковской галерее – там зрители могут мысленно перенести все эскизы на пустой холст и представить себе несостоявшийся шедевр.
На полотне мастер планировал отобразить единство всех рангов духовенства перед общей бедой. Священники, юродивые, фанатики веры – все сплотились между собой, чтобы проводить в последний путь патриарха.
Все детали на эскизах прописаны с невероятной тщательностью и вниманием – от одеяний монахинь до элементов убранства храма. Каждое лицо – психологический портрет, со всеми переживаниями, душевными болями, эмоциями в момент совершения паломничества к гробу. Их общая скорбь отражается в сердцах вместе с тихим перезвоном колоколов, полным мрачности и безнадежности, но в то же время слабой надежды оживить, вернуть православную Русь.
Основная концепция картины жила и менялась с течением времени. Сначала она выражала бесконечную скорбь о гибели православной церкви, но потом превратилась в свидетельство стойкости нерушимого божественного духа.