Анализ картины Пабло Пикассо Старый гитарист - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Старый гитарист

Анализ картины Пабло Пикассо Старый гитарист

Один из самых трогательных периодов творчества Пабло Пикассо – именно голубая пора. В это время ближайший друг художника уходит из жизни из-за неразделенной любви, все внутреннее состояние мастера претерпевает сильнейшие изменения. Меняется и художественная техника написания картин. Холодный синий цвет – выражение тоски, фрустрации, доброй грусти, холодности – интерпретировать его можно совершенно по-разному, но почему-то художник выбирает именно синюю палитру цветов. Драма, грусть, манера написания, цветовое оформление – все, что характерно для «голубой поры» Пикассо мы видим в картине «Старый гитарист».

В оборванных лохмотьях, согнув спину и скрестив ноги, человек, которого мы видим на картине Пабло, по мнению многих искусствоведов – дань уважения другому художнику-маньеристу – Эль Греко. Замкнутое пространство картины словно заставляет этого старца сгибаться, давит на него. Безысходность, чувство давления и бесконечного одиночества заключается в этом полотне.

Тонкие пальцы, вытянутые кисти рук – все это выдает физическую слабость изображаемого, но при всем этом старец оказывается слеп. Стоит отметить, что слепота изображается Пикассо во многих полотнах, как признак полной беспомощности и опустения. При этом картины, изображающие слепых людей, создаются Пикассо таким образом, что вызывают наибольший эмоциональный отклик зрителя.

«Старый гитарист» является одной из показательных работ, и по технике, и по сюжету, и по силе трагедии.

Мы видим седого оборванца, находящего утешение в старенькой гитаре. Одежда его напоминает лохмотья, а тело настолько истощало, что вытянутые худые пальцы рук некоторыми критиками воспринимаются как дань уважения Эль Греко (известно, что Пикассо восхищался картинами знаменитого испанца).

Угловатую фигуру живописец нарочно поместил в замкнутое тесное пространство, ещё и вывернув её в неудобную позу. Всё это подчёркивает человеческие страдания и чувство безысходности, а также нестерпимое одиночество.

Оторвав взгляд от странных рук, первое, что обращает на себя внимание глаза старца. Они слепы. Эта трагическая краска также была не единожды применена Пикассо. В картинах «Завтрак слепого», «Мальчик и нищий», «Селестина» герои смотрят на зрителя невидящими или почти невидящими глазами. Всё это оказывает невероятно сильное воздействие и находит эмоциональный отклик.

Картину Пабло Пикассо Старый гитарист не раз сравнивали со своеобразным автопортретом, причём она не является отображением внешности автора, а скорее его тяжёлого внутреннего состояния в связи с утратой близкого человека.

Не так давно учёные Чикаго просветили картину на рентгене, и увидели, что первым на холсте появился совсем другой сюжет – женщина, кормящая грудью. Впоследствии автор создал на её месте слепого старика в голубых тонах, однако, контуры лица предыдущей героини до сих можно различить за левым ухом гитариста.

Примечательно, что при рентгеновском анализе картины на ней был обнаружен первоначальный рисунок – кормящая грудью женщина, также выписанная в голубых тонах. Ее фигура располагалась прямо «позади» старика, а также на картине были распознаны изображения молодой коровы и теленка.