Анализ картины Пабло Пикассо Минотавромахия - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Минотавромахия

Анализ картины Пабло Пикассо Минотавромахия

С 17 июля по 31 августа Фонд Хуана Марча (La Fundación Juan March) в Мадриде (Испания) откроет свои двери многочисленным поклонникам испанского основоположника кубизма Пабло Пикассо. Центральной темой здесь станет небольшая по размеру, но огромная по значимости выставка, посвященная минотаврам Пикассо «Минотавромахия» (1935): Пикассо и его лабиринты» (La Minotauromachie (1935): Picasso en su laberinto).

В гравюре «Минотавромахия» Пикассо очень четко обозначил кульминацию всей данной серии работ, собрав всех предыдущих персонажей в одну картину, будто все герои выходят в конце спектакля на одну общую сцену.

Главное действующее лицо в образе минотавра, представлено как некое существо, состоящее одновременно из быка и человека. Пабло Пикассо провел тонкую грань, показав, таким образом, извечную борьбу человека с природой, в итоге которой побеждает интеллект над мощной звериной силой. Минотавр в сумерках приближается к людям, его человеческая рука поднята, а судя по тому, как раздуваются огромные ноздри можно сделать вывод о кипящей внутри него злобе.

Далее наш взгляд падает на мужчину в набедренной повязке, который в страхе пытается залезть по лестнице, но впереди него стоит девочка с непропорционально большой головой, держа в одной руке цветы, в другой свечу. Она словно ждёт приближения зловещего чудовища. На земле лежит абсолютно беспомощная лошадь, живот которой разорван и виднеются выпадающие кишки. Рядом с лошадью художник изобразил женщину-мотодора со шпагой в руке и полностью обнаженной грудью.

Сверху, мы видим окно, где расположились две женщины, которые спокойно кормят голубей и мирно общаются, не замечая всего ужаса, происходящего внизу, а вдали виднеется спокойное море и корабль с парусом.
Все герои и события гравюры «Минотавромахия» усложняют восприятие смысла, который практически невозможно описать словами.

Сюрреалисты видели в Минотавре олицетворение неуправляемой силы, которая, презрев все границы рационального, устремляется навстречу богам, и отождествляли его с собственным стремлением к абсолютной жестокости и абсолютной свободе. В книге Брассая «Встречи с Пикассо» подмечено, что если сюрреалисты почитали это чудовище за то, что они видели в нем «противоестественного, сверхчеловеческого и сверхреального», то Пикассо любил его за «человеческую, слишком человеческую натуру». Тут же Брассай замечает, что «художнику, создавшему «Гернику», это мифологическое чудовище, получеловек-полубык, казался родственником быка, в котором играют и бурлят темные силы, когда его выпускают на арену корриды, и, ощущая в глубине своего существа те же темные силы, Пикассо придавал им человеческий облик».

Как и другие повторяющиеся в творчестве Пикассо образы, Минотавр возник после долгого процесса бессознательного вынашивания образа. Часть искусствоведов рассматривают «Минотавромахию», выполненную в 1935 году, как предчувствие страшных катаклизмов: испанской гражданской войны, второй мировой войны. Однако другая половина специалистов связывают символику гравюры более с прошлым живописца, чем с будущим мира.

Гравюра «Минотавромахия» будет представлена посетителям Фонда в сопровождении 15 гравюр из «Сюиты Воллара», посвященных мифическому животному, с которым ассоциировал себя сам художник.