Анализ картины Пабло Пикассо Гладильщица - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Гладильщица

Анализ картины Пабло Пикассо Гладильщица

Картина Пабло Пикассо «Гладильщица» является одной из самых знаменитых жемчужин его творчества не напрасно. Композиционно простая, выполненная в сдержанных тусклых красках работа наполнена жизнью и смыслом, она заставляет зрителя чувствовать, сопереживать, трогает его до глубины души.

Большую часть полотна занимает фигура девушки, склонившейся над столом, на котором разложено свежевыстиранное белье. В руках у девушки утюг, она старательно выглаживает каждую складочку на ткани и кажется поглощенной своей работой целиком. Композиция настолько живая и естественная, что запах выглаженной чистой ткани будто бы можно ощутить наяву.

Музей Соломона Р. Гуггенхейма обнародовал неожиданные результаты реставрации и исследования картины «Гладильщица» Пабло Пикассо. Полотно, которое в данный момент участвует в выставке «Пикассо. Черное и белое», оказалось не просто портретом парижской прачки. Эксперты после тщательного изучения картины узнали, что скрывается за основным слоем краски на шедевре испанского художника.

Еще в 1989 году с помощью специальной инфракрасной камеры на картине были замечены очертания мужского лица, но из-за технологических проблем исследования пришлось приостановить. Однако недавно был придуман новый метод, благодаря которому в результате углубленного научного исследования и химического анализа пигментов под слоем знаменитой картины «Гладильщица» был действительно обнаружен незаконченный портрет мужчины.

Причиной этому может служить тот факт, что Пабло Пикассо часто писал на использованных холстах. Как утверждают эксперты, он сначала работал над портретом мужчины, но вскоре забросил его. Через несколько лет Пикассо просто перевернул холст и написал ту самую «Гладильщицу». Это не первый случай, когда испанский кубист использовал старые холсты. Например, под портретом Сабартеса кисти Пабло Пикассо было обнаружено изображение сидящего ребенка.

Кем является этот загадочный мужчина, обнаруженный под изнеможенным силуэтом гладильщицы, пока неизвестно. На сегодняшний день главной задачей экспертов является установление личности изображенного на картине человека. Проанализировав сходство некоторых полотен, ученые выдвинули предположение о том, что знаменитый художник мог сделать автопортрет. Но существует также версия, что это может быть портрет одного из его близких друзей: художника Рикарда Каналса или скульптора Мати Фернандеса де Сото.

В позе героини заметна напряженность и диспропорция. Одно плечо ее поднято выше другого, голова наклонена, спина изогнута, руки сведены усилием. Очевидно, что так она проводит за работой не один час. Она еще совсем юна и хороша собой, однако постоянный упорный труд в замкнутом мрачном помещении иссушает ее молодость и силы. На первый взгляд незамысловатая композиция приобретает драматизм, стоит представить себе дальнейшую судьбу героини.

Но в этот момент лицо ее выглядит почти безмятежным, она как будто спит наяву, следя за движениями утюга. Фигура ее озарена светом: белое платье, стройные рабочие руки, белое полотно на гладильном столе, блики света на металлической миске с водой и утюге. Задний план картины погружен во мрак, детали сглажены и проработаны не отчетливо. За спиной гладильщицы можно рассмотреть кипу белого цвета – вероятно белье, которое ей предстоит перегладить.

Картина оставляет ощущение светлой бабочки, запертой в душную клетку, согнутой и порабощенной невидимыми цепями.