Билибин Иван Яковлевич в первую очередь известен своими графическими иллюстрациями к русскому эпосу.
В последние годы своей жизни художник работал над зарисовками к сборнику Водовозова Н. В. “Слово о стольном Киеве и о русских богатырях”. В это издание вошла прекрасная иллюстрация к сказанию “Илья Муромец и Святогор”, нарисованная художником в 1940г. В настоящее время оригинальный эскиз хранится в Государственном музее г. Петербург.
Иван Яковлевич Билибин (4.08.1876–7.02.1942), русский художник, известный иллюстратор сказок и былин. Среди его работ — «Илья Муромец и Святогор» (1940). Работа выполнена акварелью на бумаге. Жанр — литературная иллюстрация. «Илья Муромец и Святогор» — одна из графических иллюстраций художника к русскому эпосу. Сюжет её отражает встречу двух русских богатырей: Ильи Муромца и Святогора.
Композиция произведения диагональная (по цветовому решению). На переднем плане высокий зелёный дуб, на который взобрался Илья Муромец, чтобы приблизиться к богатырю Свтогору. Внизу под деревьями течёт река, простираются поля. В центре композиции возвышается громадный Святогор на столь же великом коне. Богатырь заснул в седле, но не выпускает уздечку из руки и держит на плече тяжёлый ларец чудесного свойства Илья смотрит на Святогора, как на чудо. Конь его кажется ему страшным зверем. Илья Муромец забрался на дуб, чтобы приблизиться к этому исполину. Из былины известно, что Святогор несравненно выше и сильнее Ильи Муромца. Удар Ильи почти незаметен для него. В соответствии с былиной художник делает акцент на колоссальном преимуществе в силе одного из богатырей.
Исполинский рост Святогора — до небес, и тучи легли на его плечи. Под стать герою и конь. Илья Муромец больше похож на обычного человека, но мужественного и бесстрашного защитника родной земли. На заднем плане вдалеке виден город, до горизонта тянутся поля и леса — просторы Руси. Цветовая палитра иллюстрации — сочетание холодных и тёплых цветов. Доминируют голубые, зелёные и жёлтые тона.
Верхняя часть иллюстрации с изображением Святогора дана в холодной серебристо-голубой гамме: доспехи, волосы, борода, ларец, тучи. Добавляет холода огромный чёрный конь. Чем ближе к земле, тем теплее и ярче цвета. Илья Муромец стоит в ветвях дуба с весёлой зелёной листвой. Красные орнаменты в его одежде ещё больше оживляют картину. Соседнее дерево желтеет — знак наступающей осени. Земля внизу чередуется жёлтыми и зелёными полосами. Весело бежит синий речной поток среди светло-жёлтых берегов. Пасмурное небо в рисунке предполагает рассеянный солнечный свет. Иных источников освещения здесь нет. Яркие светлые краски в нижней части иллюстрации, кажется, озаряют всю картину. Декоративность в стиле Билибина не предполагает реалистического изображения теней. В его графическом рисунке тень больше служит для создания объёма.
Илья Муромец в русском эпосе …
Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин — идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. … Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот, … Илье след.: Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от калик перехожих (по некоторым былинам, от Святогора), … Идея иллюстрации былины должна быть в согласии с идеей самого художественного произведения, помочь читателю раскрыть образы героев. Безусловно, в рисунке отражается и видение самого художника.
Образ Святогора, пришедший из древних легенд, выглядит у Билибина мифологической фигурой. В нём одна только мощь, с которой ему самому тяжело совладать. Богатырь Илья Муромец — отважный человек, получивший от Святогора недюжинную силу, необходимую ему для защиты Русской земли, красота которой с любовью изображена художником. Оригинал эскиза иллюстрации
«Илья Муромец и Святогор» хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Характерное для «билибинского» стиля чёткое ограничение цветов, детализация в изображении, красочность народных орнаментов ставят рисунок в ряд лучших образцов жанра сказочной иллюстрации.
На картине Билибин изобразил встречу двух русских известных богатырей Святогора и Ильи Муромца. Уморившись, Святогор уснул верхом на своем добром коне. В одной руке он держит уздечку в другой чудесный ларец, который он с большим трудом смог поднять. Повествуется, что ларец настолько был тяжел, что загнал Святогора по колена в матушку сырую землю.
Ильи же сдавалось все увиденное им – чудом дивным. Доблестный конь, казался русскому богатырю лютым зверем. Чтобы заговорить со Святогором, Илье пришлось взобраться на дерево.
В былине описано, что Святогор был явно больше и сильнее Ильи Муромца. Сказано, что удар Ильи был для Святогора равным укусу мухи. После первого не дружелюбного разговора двух богатырей, Илья поместился вместе со своим конем Святогору в карман, настолько последний был велик.
Художник подчеркивает разительное превосходство одного богатыря над другим. Святогор изображен великаном, едущем на своем чудном коне. Небесные тучи повисли у него на плечах. Образ Ильи соответствует сильному, бесстрашному человеку, который мужественно защищает покой на своей родной земле.
Иллюстрация к былине “Илья Муромец и Святогор” выполнена в классическом “билибинском” стиле. Четкая графика, мелкая детализация и народные орнаменты делают сказочный рисунок поистине произведением искусства.