Анализ картины Николая Рериха Небесный бой - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Небесный бой

Анализ картины Николая Рериха Небесный бой

Довольно многие картины Рериха содержат в себе изображения облаков. Так и на данной картине им отведена большая часть полотна. Их образ передан художником в великолепных формах узоров, воздушных и объёмных, так непохожих друг на друга. Вверху неба облака белые, они ещё пропускают лучи солнца, а ближе к земле цвет переходит в жёлтый, преобразовываясь в светло голубой, с прорывами фиолетовых отливов, местами коричневых цветов, достигая тёмных цветов синего и местами серого. Нижняя часть облаков, которая ближе к земле, в мрачных цветовых тонах, напоминающих скопление грозовых туч. Но и в таком виде они так же радуют и приковывают глаз зрителя.

На небе нет ни одного свободного места не охваченного облаками. Всматриваясь в них ощущаешь их силу и мощь, а одновременно и воздушность. Создаётся ощущение, что они растут на глазах, увеличивая свои объёмы и возрождая новые облачные рождения. Очень хочется подержать их в руках, насладится их красотой о воздушностью. Рассматривая облака можно воображать, представляя различные формы животных плывущих по небу, а может наездников на лошадях, ведущих бои с драконами, а то и вовсе огромные корабли с высоко поднятыми цветными парусами и другие эпизоды фантазий зрителя.

На этом полотне противопоставляется тихий, спокойный и пасторальный облик земли с бурным, покрытым объемными облаками небом. Если на земле все течет гладко и мирно, то на небесах происходит настоящее сражение. Облака клубятся, свиваются, борются друг с другом, стремясь вытеснить одно другого с небосвода. Там явно дует сильный ветер, что заметно по выраженным, почти горизонтальным полосам.

Но даже сильный ветер не может справиться с мощными клубами туч. Они закрыли все небо полностью, только у самого горизонта видна тонкая полоска неба, но и она не совсем чиста – на ней тоже собираются тучи. Они пока небольшие, слабенькие, но скоро и они накроют собой весь небосклон над землей.

А на земле в это время полная тишина. Безлюдная деревня, состоящая из небольших домиков под соломенными крышами, мирно дремлет над тихими водами светло-голубого озера. Вдалеке виднеются изумрудные холмы и далекие синие горы, тоже тихие и безмятежные. В период написания картины Рерих увлекался стариной, поэтому становится понятным изображение непривычных, явно несовременных хижин на сваях. Это далекое, очень далекое прошлое человечества, когда вокруг все решали боги, а простые и понятные нам сейчас силы природы вызывали панический ужас.

Деревня обезлюдела от первобытного страха перед разыгравшейся стихией. Легко представить, как в каждой из этих крошечных хижин дрожат от страха наши предки, забившись в темные углы. Их явно пугает то, что сейчас происходит на небе, это буйство стихий, которое они принимают за гнев своих богов.

Вся картина Николая Рериха Небесный бой выдержана в достаточно ярких, но не интенсивных тонах. Здесь много оттенков голубого, синего, фиолетового, зеленого и желтого, но все они гармонично сочетаются, не вступая в противоречия друг с другом. Полотно выглядит цельным, органичным за счет использования полутонов и смешения красок. При статичности изображения земли покрытое тучами небо смотрится исключительно динамично. Кажется, что можно почувствовать дующий с картины ветер и запах влаги, если подойти к ней достаточно близко.

Учитывая близость Первой Мировой Войны и общую грозовую обстановку, царившую в то время в Европе, можно найти в картине и признаки другой надвигающейся катастрофы. Тогда бурное, с клубящимися облаками небо может показаться символом приближающейся войны, которая вот-вот поглотит ни в чем не повинную мирную деревеньку на озере.

Земля под узорными облака как бы впитала в себя цвета облаков. Не зразу заметишь озеро, холмы гор и дома на земле, так как им отведено мало места. Всё внимание приковано к бою в небе. Можно только предполагать, что же явилось причиной природного небесного боя. Гнев у природы вызвано поведением человечества, их негативные качества, злоба – людям и держать ответ за свои негативные поступки.

Вечная борьба двух начал – света и темноты, небесного и земного, вечного и мимолётного. В воображаемом подсознании есть место неземным силам, пусть даже и высокого в облаках.