Анализ картины Николая Рериха Мой дом - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Мой дом

Анализ картины Николая Рериха Мой дом

На картине можно наблюдать процессы преобразования цветов, от тёмных до светлых оттенков. Здесь собраны трудно сочетаемые цвета и их расположение.

В центре картины Николая Рериха Мой дом изображён образ женщины, с удивительной пластичностью. Плавные линии её силуэта демонстрируют её женственность. Она облачена в индийское сари приглушённо оранжевого цвета. От неё излучает вселенская энергия жизненной силы. Чёрные волосы подобраны и уложены и укрыты поверх тканью тёмно- синего цвета – символ разума. На запястье её руки виднеется украшение, возможно это браслет – символ защиты. Она босая, что можно охарактеризовать со свободой и независимостью. Черты лица размыты, но в них угадывается решительность.

Очень выделены её большие глаза. Женщина представлена в образе самой жизни, а её одеяние говорит о самой Индии. Возможно для Рериха – Индия и есть тем самым домом, о котором он думает, любит, помнит и чтит. Женщина продвигается вперёд, об этом можно судить о расположения её фигуры, конечностей и поворот самого тела. Вокруг неё беспрестанно происходит процесс обновления жизни. Об этом говорят цвета, окружающие её. Она движется по жёлтой дорожке, напитанной отзвуками солнечного божества.

Она находится в непрерывном процессе жизненного обновления. Она направляется от тёмных тонов к более светлым и ярким. Позади неё мрачное прошлое, впереди ждёт прекрасное будущее. Её взгляд устранён назад, в прошлое, как бы находясь в раздумье взять из него что-то хорошее.

На полотне Рерих создает яркий красочный мир, где плавные мягкие линии и пятна служат образом сил природы. Большое значение для художника имело настоящее, природное, божественное.
Индийская девушка, закутанная в красно-рыжее сари неспешно движется по загадочному и прекрасному миру. Оборот головы будто намекает о какой-то опасности, но шаг ее небыстр и ничто в позе не говорит об испуге. Она будто задумалась на ходу, обращаясь к прошлому. Кажется, что сюжет предельно прост, однако картины Рериха всегда полны иносказания и метафор.

Большое значение в творчестве Рериха имеет подбор цветов. Например, цвет сари женщины символизирует прану- жизненную энергию. Это понятие одно из ключевых для индийской культуры и многие критики полагают, что женщина на полотне олицетворяет саму страну. Ступая босыми ногами по желтой дороге, она как бы соединяется с солнечным и божественным. А вокруг разными цветами живет природа.

Женщина движется от темного к светлому, в этом заключается пророческая мысль автора. Синяя ткань, покрывающая голову героини, символизирует разум и ясность мысли. Темное пятно в центре картины- символ бесконечности и безграничности. Все цвета на полотне взаимодействуют, с одной стороны перетекая из одного в другой, с другой- контрастируя. Розовый обозначает творческую энергию, фиолетовый- духовность, зеленый- жизнь. Силы духовные создают синтез с силами природными. При этом все на картине имеет волновую структуру.

Вся картина пропитана любовью. А название красноречиво говорит о том, что пришло время задуматься о масштабах своего дома, понять что им является весь мир и начать не разорять его, а любить и заботиться.

Позади женского образа предположительно изображено окно в неизведомую беспредельность. Внутри окна бушуют жизненные процессы, представленные в разнообразных тонах. Много зелёных потоков, выполненных в круговоротной форме, как бы отделяющий и охраняющий пространство. Зелёный цвет символизирует растительный мир и излучает радость всей картины.