Анализ картины Николая Дубовского Притихло - Русские художники
Анализ картины Николая Дубовского Притихло

Анализ картины Николая Дубовского Притихло

Картина «Притихло» (1890, ГРМ, ГТГ (авторская копия)), отмеченная Большой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году — шедевр русской пейзажной живописи. Положила начало разрабатываемому Н. Н. Дубовским «пейзажа настроения». Наиболее известная и этапная картина художника, поставившая его имя в ряд самых известных русских пейзажистов.

Картина «Притихло» была закончена в 1890 году и представлена на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге. Там же она была приобретена императором Александром III.

Узнав об этом, Павел Третьяков, который также хотел приобрести это полотно, заказал художнику повторение картины, которое тот написал в том же 1890 году. По словам Третьякова, «…я его заказал, потому что картина для публики исчезает; повторение, по мне, вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее
На своей картине «Притихло» Дубовской Н.Н. изображает морской пейзаж. Задумка художника изначально была в том, чтобы показать могущество стихии и ощущение собственного ничтожества перед ней.

ЛЕВИТАН О КАРТИНЕ «Притихло»

Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими переживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло»», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».

«Среди лучших произведений мировой живописи найдётся немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».
— В. Н. Бакшеев (1862-1958), старейший русский пейзажист, о картине Н. Н. Дубовского «Притихло.

На картине изображены освещённые солнцем грозовые тучи, нависшие над водной поверхностью. Вдали виден берег, к которому направляется небольшая лодка — по-видимому, пытаясь достичь его до наступления непогоды.

В произведении грозовые тучи, занимая практически всю верхнюю часть, раскинулись плотной горизонталью. Они находят своё отражение в почерневшей воде. Вдалеке можно разглядеть тёмную полосу берега, которая кажется сдавленной в тиски между небом и водой. Земля, как будто утратила свою материальность, но и море является всего лишь зеркалом для неба. Материальными остаются только нависшие тучи, которые подсвечиваются солнцем.

Николай Дубовской в одном из своих писем писал:

«Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины.»

Согласно замыслу художника основное внимание зрителя должно было сосредоточиться на разбушевавшейся водной стихии. Картина должна была тревожить и одновременно возбуждать любопытство зрителя. Конечный результат превзошел все ожидания художника.

Центральное место на полотне отведено грозовым тучам, сгустившимся над вечерним морем. Нижние края туч уже покрыла та чернота, которая предшествует сильному урагану. Верхние части облаков все еще остаются белыми. Они хорошо освещены заходящим солнцем и отражаются в чернеющих морских водах.

Обстановка на картине говорит о том, что гроза с каждой секундой становится все ближе, ее наступление неумолимо. Невозможно предотвратить то, что задумала природа, потому людям, которые замерли в лодке, пытающейся достичь берега, ничего не остается как ждать.

Небольшое суденышко едва заметно на фоне теней, отбрасываемых грозовым небом. Берег, к которому оно столь упорно стремиться, все еще находится в отдалении, что заставляет зрителя испытать животный страх перед надвигающимся штормом и неизвестностью, которую он сулит тем, кому не посчастливилось находиться в отдаленной лодке и испытать буйство природы на себе.

Грозовые тучи настолько огромны, что создается впечатление, будто они существуют отдельно от полотна и вот-вот вырвутся на свободу, чтобы разразиться громом и дождем над головой зазевавшегося зрителя.

На переднем плане картины – море, задний же план полотна занимает тонкая полоска суши с расположенным на ней городом. Несмотря на то, что при написании картины использованы темные оттенки красок, получившееся полотно не выглядит мрачным, в чем, собственно и проявился замечательный талант художника.