В период написания этой работы Микеланджело да Караваджо был еще молод и, несмотря на свой дерзкий нрав, вел достаточно спокойную жизнь в доме своего покровителя кардинала Фран-ческо Дель Монте. Время драматических событий в судьбе художника и его исполненных страстей, борьбы света и мрака полотен, которые окажут сильное влияние на всю европейскую живопись, еще не наступило. Картины его пока светлы и лиричны. В них нередко музицируют, как в представленном произведении, в котором цветущая юность и возвышенное искусство сливаются в гармонии.
Музыкант, сидящий на полотне спиной к зрителю, раскрыл партитуру. На ней видна надпись, которая должна точнее объяснить происходящее. Это нередкий прием в творчестве Караваджо, но никто пока не смог прочитать написанного. Мальчик с рожком на заднем плане — самый ранний из автопортретов художника, который не раз будет изображать себя на своих картинах, и это последний автопортрет Караваджо, на котором мы видим его безмятежным.
В «Музыкантах» Караваджо еще слышно дыхание Ренессанса. Но в плотной и сложной композиции произведения, в закрученных тканях одежд и драпировок чувствуются те напряжение и легкая нервная дрожь, которые отличают искусство барокко.
Новатор европейской живописи, поклонник реализма и любитель гармонично вписывать автопортреты в собственные картины. Это все о нем, Караваджо. Свои композиционно сложные картины художник сразу создавал на холсте, без предварительного рисунка или эскиза. Весь творческий путь Караваджо в искусстве сопровождался борьбой света и тени, резкому противопоставлению их друг другу (так называемая манера «кьяроскуро»). То же самое мы видим на картине «Музыканты».
Трое юношей, на которых падает яркий дневной свет, в условно-театральных костюмах заняты подготовкой к репетиции.
Музыкант с партитурой сидит спиной к смотрящему на картину. На партитуре виднеется надпись, которую никак не разобрать (излюбленный прием художника, который любил подписывать мелкие фрагменты на своих картинах). В центре, с лютней, сидит молодой человек, который настраивает ее струны. Третий юноша с рожком — сам Караваджо, изобразивший один из самых ранних автопортретов. Четвертый мальчик на картине, Купидон или Амур, с крыльями, колчаном стрел и гроздью винограда. Глаза Купидона влажны от слез, видимо, песня, которую будут исполнять музыканты, повествует о горестях любви. Музыка — популярная тема во времена Караваджо, т. к. церковь всячески поддерживала возрождение и развитие музыки.
Цветущая юность молодых людей гармонично сливается с музыкой и искусством на картине «Музыканты». Пространство картины незримо, все четыре фигуры не соприкасаются друг с другом и существуют как бы сами по себе и в то же время создают полноценную композицию на темном фоне.
В сложно уложенных драпировках одежды юношей уже незримо угадывается нервозность и напряженное предчувствие, свойственное стилю барокко, к которому Караваджо пристрастился в начале своего творческого пути.