Анализ картины Михаила Нестерова За Волгой - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова За Волгой

Анализ картины Михаила Нестерова За Волгой

История знаменитой картины «За Волгой» художника Нестерова очень интересна. Созданное в 1905 году великолепное полотно приобрел коллекционер из Астрахани П. М. Догадин. После этого произведение искусства выставлялось в Санкт-Петербурге, в Москве, в Астрахани, а также в музеях Китая.

Михаил Нестеров как художник формировался под влиянием таких именитых художников, как Алексей Саврасов и Василий Перов. Следовательно, будучи прилежным учеником, в картине «За Волгой» мастер живописи показывает изменения в жанровой тематике художника, когда особую роль отводят пейзажу.

На творчество Нестерова значительно повлияли такие мастера пейзажа, как В. Перов и А. Саврасов, основоположники нового жанра в русской живописи. Для их творчества характерен психологизм, передаваемый через пейзаж. В отличие от реализма, в котором было принято изображать характер героев через внешние приметы — обстановка, детали одежды, мимика и жесты, в пейзажной живописи порывы души человека, его чувства и эмоции передавались посредством явлений природы. Это отразилось и в манере письма Михаила Нестерова при создании картины «За Волгой»– не было необходимости тщательно выписывать все детали внешнего облика героев, вместо них говорит окружающий пейзаж.

Картина Михаила Нестерова За Волгой предельно лаконична. Два человека находятся на высоком берегу Волги. Мужчина, фигура которого выписана монолитно, в свободной и гордой позе стоит, глядя на плес реки. Изгиб берега быстрой и глубокой Волги является своеобразным отражением характера мужчины – он также своенравен и независим. Равнодушие, с которым герой смотрит на прекрасный пейзаж, подчеркивает его эгоизм. Противопоставлена ему спутница – хрупкая девушка, тихо сидящая на траве. Ее взгляд, устремленный вниз, полон тоски, лицо печально. даже букет цветов на ее коленях не придает образу живости. Подчеркивает слабость женщины тонкая береза на самом краю обрыва, едва покрытая весенней листвой. Нестеров посредством кисти сумел очень точно показать душевное состояние своих героев. А неброско выписанный пейзаж, весьма скупой и предельно лаконичный, лишь подчеркивает состояние человеческих душ.

Социальные темы, которые были свойственны картинам XIX века, постепенно отходят на второй план. Все задачи по выявлению сокровенных эмоций возлагаются лишь на пейзаж, именно он вызывает колебания настроений. Подобное изображение природы позволило автору отказаться от детализации. Сохраняется лишь общее содержание того, что он хотел поведать.

Какого-то сюжетного начала в картине нет. Нашему взору сразу открывается с высочайшего берега плес Волги-реки. Вся композиция выстраивается на ярковыраженном параллелизме фигур и пейзажных деталей. Так, уверенному в себе мужскому силуэту, что возвышается над простором, соответствует активный изгиб виднеющегося вдали берега и устремленная роспись каравана пароходов.

Изящной фигурке молодой барышне – тоненькая березка на высоком берегу, которая только что покрылась нежными листиками. Мужчина глядит на волжские просторы с равнодушием, он любит только себя, а в глазах женщины – тоска, на губах застыла печаль, и даже маленький букетик цветов в руках как будто замер.

Нестеров с помощью кисти очень точно передал настроение людей. А неброско выполненный пейзаж, очень скупой, только подчеркивает состояние человеческих душ.