Анализ картины Михаила Нестерова Пионы - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Пионы

Анализ картины Михаила Нестерова Пионы

Нестеров – русский художник-передвижник, из тех, кто, предчувствуя назревающее в стране недовольство и его разрешение (как гроза разрешается громом, так и народный гнев должен переродиться в революцию) писал предостерегающие, полные скрытого смысла картины.

В них показывалась жизнь простого народа, его горести и беды. Словно желая отрезвить искусством зарвавшихся власть имущих, художники почти кричали, но выставки их не пользовались успехом и никого ни к чему так и не сподвигли сами по себе.

Нестеров – мастер исторического портрета, в своих картинах показывавший прошлое народа, ценное, несмотря на очевидное к нему презрение со стороны тех, кто считал себя людьми просвещенными и образованными.

В картинах Нестерова часто присутствует исторический мотив, мотив ценностей народа, его прошлого и будущего, и мнение людей из «верхов», кто презирал его творчество, не волновало художника. Эта картина не вполне привычна зрителю, поскольку в ней нет типичных для Нестерова призывов к осмыслению, демонстрации судьбы народа. «Пионы» — картина, которая кажется перерывом в серьезных, полных скорби, превратностей судьбы народа и важности работах Нестерова.

На этой картине – пионовый куст, который легко шевелит угадываемый в движении листьев ветер. Рядом играет с ветром березка, позади куста – еще несколько изящных берез. Вполне обычный и спокойный день для русской природы, где нет людей. Пионы смотрят во все стороны, чуть покачиваются от ветра, едва заметные насекомые кружат над цветами в поисках пищи. Над этим тихим пригорком – жаркое полуденное солнце, нагоняющее томную дремоту. Для художника этот пейзаж – труден, ведь он привык изображать людей и их судьбы. Показать же мирную картину природы для него – не самая простая задача. Однако в этом и весь смысл: порой нужно отвлекаться от всего мира, от всех его проблем, сражений и без и созерцать нечто прекрасное в своей легкой и естественной простоте. Пионы – символ вечного, прекрасного. Как бы ни был жесток и ужасен мир людей, всегда будет вот такой мирный пригорок, на котором цветет куст пионов.

«Пионы» Михаила Нестерова для него нетипичны, потому что на них нет ни призыва, ни осмысления, ни скорби – они как будто отдых между серьезными, тяжелыми работами, обращение внимания на обычную, повседневную жизнь земли. Куст пионов ярко цветет на пригорке.

Над ним покачивается от ветерка тоненькая березка, другие в отдалении чуть толще, но тоже вряд ли толще руки взрослого мужчины. Обычный летний день русской природы, лишенный людей.

Цветы покачивают бутонами, мелкие насекомые кружатся над ними, ветер играет в березовой рощице, и над миром царит жаркий полдень, томный и тихий. Словно силой отвлекая себя от человеческой борьбы и человеческих судеб, художник изображает максимально простой пейзажик. Напоминает и себе, и зрителю – да, люди есть и людям бывает плохо. Но как бы ни было им тяжело, как бы ни были искорежены их судьбы, продолжают цвести пионы и продолжает восходить и заходить солнце.