Анализ картины Михаила Нестерова Осенний пейзаж - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Осенний пейзаж

Анализ картины Михаила Нестерова Осенний пейзаж

Временем рождения картины принято считать 1906 год. Нестеров показал не только красоту русской природы, но и свое отношение к ней. Чувство любви, наслаждения сразу кидается в глаза. Эта картина, несмотря на свой возраст, ей больше 100 лет, нравится людям разного возраста и поколений.

В центре Нестеров изобразил одинокое дерево, необычность его заключается в том, что на одной стороне имеется листва, на другой же она опала. Когда смотришь на эту картину, то кидается взгляд за реку. Там открывается необыкновенно красивый пейзаж.

Художник написал начало осени, которая робка входит в свои права. Кое – где листва совсем зеленая, не тронутая желтизной. Красавица – осень потрудилась над выбором красок. Каких только здесь нет цветов. Они яркими пятнами преображают деревья.

Еще одна тема пейзажа – национальная, связанная с изображением русской природы. Михаил Нестеров, не раз совершавший поездки в Европу и искренне восхищавшийся искусством и природой Италии, в письмах (в частности, к другу, художнику-любителю Александру Андреевичу Турыгину) нередко подчеркивает, что плодотворнее всего работает на родине, а русские пейзажи и культура милее для него любых других. «Осенний пейзаж» создает образ средней полосы России, которая чаще всего служила для Нестерова источником вдохновения.

В композиции картины присутствуют две доминирующих линии: горизонталь акцентирована благодаря формату пейзажа и очертаниям берега, но в правой части холста ее перечеркивает вертикаль ствола ели. В этом можно видеть противоречия, характерные для стиля модерн: сталкиваясь, две доминанты разрушают иллюзию умиротворенности пейзажа. Кроме того, правая часть картины оказывается отрезана от остального пространства. Гармония композиционного строя сознательно нарушается художником.
На фоне светлого неба и глади воды темным силуэтом обозначены линии берега. Графичность и силуэтность – признак стиля модерн, близкого Нестерову. С помощью линии он подчеркивает игру отражений: на холме – темная полоса деревьев, контрастирующая со светлыми облаками, перевернутое отражение деревьев под холмом противопоставлено неподвижной серой глади воды.

Яркость колорита картины связана с использованием контрастных сочетаний: красный соседствует с изумрудным, темно-зеленый – с золотистой охрой. Такие комбинации цветов и особенно то, что Нестеров активно применяет золотистую охру, заставляют вспомнить об увлечении художника византийскими мозаиками, которые он изучал перед началом работы по росписи Владимирского собора в Киеве. В «Осеннем пейзаже» живописец создает схожий с мозаиками эффект свечения драгоценных красок, который оттеняет серый цвет затянутого облаками неба, отраженный в воде.

Так же центральное место в картине занимает величественная, спокойная река. Которую совершенно не тревожит осенний ветерок. Поверхность реки словно зеркало, в котором нашли свое отражение красавицы – березы. Они словно не могут наглядеться на новый наряд, подаренной им самой природой. В реке нашли свое отражение воздушные облака.

Эта картина Михаила Нестерова Осенний пейзаж, несмотря на свое спокойствие, навевает грусть. Стает грустно от неизбежности приближения осени, от того, что все имеет свой конец. Вот и радостное лето тоже пришло к концу, впереди слякоть, холода, морозы. Совсем не радостно от мысли, что придется отпустить лето, с его радостью, солнцем, весельем.

Нестеров достаточно точно показал красоту русской природы, прелесть каждого времени года. Нужно научиться принимать то, что тебе дается. Так и в этой картине, необходимо принять и увидеть красоту и необычность осеннего пейзажа. А лето стоит опустить. Нужно уметь наслаждаться тем, что нам дано на этот момент.