Анализ картины Михаила Нестерова На горах - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова На горах

Анализ картины Михаила Нестерова На горах

На горе стоит женщина. Внизу протекает река, которая олицетворяет человеческое начало. Взгляд ее какой-то таинственный и устремлен вдаль. На ней темный сарафан до пят, белая кофта и белый платок. А в чуть поднятой красивой руке держит букет цветов. Кажется, что она ведет молчаливый разговор. Она наслаждается красивым пейзажем. Стоя на горе, ей открывается великолепная природа тех краев. А душа ее страдает. В ней чувствуется что-то глубоко скрытое, тайное.

Художник изобразил внутренний мир девушки – чуткая, глубокая и женственная душа. Летняя природа особо удивительна и красива. Небо светло-фиолетовое, такое низкое и глубокое. Луг покрыт зеленой травой, растут полевые цветы и деревья. Вдали виднеется большой лес. Природа как будто затихла. В этой картине человек и природа представлены как единое целое.

Ряд картин М. В. Нестерова посвящен жизни в старообрядческих скитах, в лесном Заволжье. Нестеров великолепно изображает костюм — складки тяжелого старинного сарафана, особую манеру носит платок, принятую у старообрядцев. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. – С. 79.

Нестеров был увлечен романами Павла Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах», переносивших читателя в колоритную среду заволжских староверов. Впечатление от прочитанного было столь сильно, что послужило рождению замысла «поэтического романа» в картинах, посвященного драматической женской судьбе. Этот замысел, складывался у Нестерова постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте предполагал создание пяти полотен.

Картина «На горах» Михаила Нестерова стала первым произведением цикла. В картине художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки стал прекрасные уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви. Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы.

Цвета на карты немного бледные. Зеленый цвет, который преобладает в этой картине, помогает нам объединиться с природой. Черный цвет платья девушки скрывает в себе подавленность и пустоту. Но в то же время белые элементы на одежде символизируют открытость, единство с природой и легкость. Художник досконально прорисовал каждый цветочек, каждую травку и деревце.