Анализ картины Льва Лагорио В горах Кавказа - Анализ картин
Анализ картины Льва Лагорио В горах Кавказа

Анализ картины Льва Лагорио В горах Кавказа

Картина «В горах Кавказа» Льва Лагорио отражает впечатления автора от путешествия по этому удивительному краю. Здесь чувствуются восхищение красотой природы и невольный трепет перед грандиозностью и величием гор. Опасная, каменистая, извилистая тропа ведёт куда-то наверх, к вершинам. По ней поднимаются люди на лошадях Те, что впереди, уже почти скрылись за поворотом.

Но навстречу зрителям снизу движутся ещё два всадника. Тропа, по которой они едут, идёт по склону горы, над пропастью, среди больших валунов и редких кустов.

Фигура всадника на белом коне изображена на фоне долины, оставшейся далеко внизу. По долине течёт река, такая же извилистая, как горная дорога. Вдали сквозь голубоватую дымку видны неясные очертания гор. Наверное, именно оттуда приехали люди, которые теперь продолжают свой путь через горы к неизвестной нам цели.

Справа, на горном склоне стоит небольшая крепость, возле неё – разбегающиеся в разные стороны тропинки. Ведущим мотивом картины является противостояние человека и природы. В этом удивительно красивом, но суровом и диком краю, опасность поджидает на каждом шагу. Не случайно поперёк седла у каждого из всадников лежит ружьё.

Недаром жилище человека здесь представлено высоким, неприступным, каменным строением, за чьими стенами можно укрыться.

Опасностью веет и от самой тропы, идущей по краю склона на большой высоте. Даже дерево, цепляющееся корнями за камни, кажется, вот-вот скатится вниз.

Однако люди живут среди этих гор. Они поднимаются по неприступным склонам, они путешествуют по горным дорогам и прокладывают новые тропы. В этом пейзаже автор применил необычный приём, позволивший создать «объёмную» перспективу: кроме гор вдали и высокого неба над головами всадников, зритель видит то, что находится глубоко внизу, в долине. Живописец словно помещает наблюдателя на горном склоне, не на вершине, но достаточно высоко, чтобы обозревать местность под необычным углом.

В своей жизни Лагорио больше половины картин посвящал морю. Однажды восхитившись гением Айвазовского, однажды побывав на побережье, он не смог вырвать из своей души страсть к океану. Но есть в его творчестве и другие картины – случаи из жизни, красивые пейзажи, где все равно есть что-то от моря – даже если это что-то – небо.

«В горах Кавказа» написана в 1879 году – это картина-впечатление, картина история. Лагорио в то время путешествовал по Кавказу, Балканам и Крыму и, как и всякий художник, увез частичку увиденного с собой – сначала в глубине души, в воображении и памяти, потом в картинах.

«В горах Кавказа» очень реалистичен и выписан до мелочей. Никаких небрежных крупных мазков, никакого целого, складывающегося из частичек. Он детализированный, аккуратный, очень внимательный к мелочам. И, конечно, весь пейзаж полон восторгом перед горами, потому что они почти что море, только наоборот. Вот вьется река, отражает в себе небо. Вот карабкаются по склонам деревца и кусты. Вот само небо – огромное, дымное, летнее, в котором смутно угадываются другие горные кряжи. И люди – ведь без них никуда, они присутствуют везде, ходят и по горам и по морям – поднимаются все выше всадники на горячих конях. Тот, что ближе всех, горячит лошадь, торопит её.

Быть может, хочет догнать всадника на белом коне – друга от которого он отстал, или врага, за которым гонится – быть может, просто спешит, потому что ждут, потому что дом впереди, потому что хочется скорее добраться.

Величие гор смотрит с этой картины, контраст их безжизненной огромности с мелкой суетливостью людей. Если долго смотреть в картину, можно провалиться в горы, как в море, утонуть в них.

Любовь к природе, к её непознаваемости и чистоте смотрит на зрителя. Огромная, всепоглощающая любовь, через кисть вылившаяся на холст.

Внимание художника к самым мелким деталям поражает. Тщательно прописана каждая фигура на полотне, каждый камешек и кустик. Детально прорисованный передний план контрастирует с предельно размытым фоном, где солнце, горы, облака скорее угадываются, чем виднеются.

Лагорио словно выделил этот небольшой уголок кавказской природы, укрупнил, показал отчётливо во всех деталях и дал понять, что горы, скрывающиеся в тумане, таят множество таких же и ещё более удивительных мест.