Игорь Эммануилович Грабарь – русский и советский художник, работавший в стилистике импрессионизма и социалистического реализма. Интересно, что именно он в своё время провёл перепланировку Третьяковской галереи. Одна из самых интересных его картин — «Берёзовая аллея», с ней мы сегодня и познакомимся.
Сразу становится понятно, что художник полностью уходит в импрессионизм. Полотно написано преимущественно полупрозрачными тонами. Ему присуща пустота и одновременно живость. Тут очень много света, холст словно излучает его изнутри. Переходы от одного оттенка к другому отличаются своей плавностью, лёгкостью. Интересно, что солнце в общую композицию не входит, но мы словно видим его тёплые лучи на картине.
Рассмотрим здешние берёзы поподробнее. Белоснежные стволы явно выделяются на фоне гармонирующего с небом снега, на них делается основной акцент. Аллея потягивается далеко вперёд, создаётся эффект объёма, широты локации. Посреди дороги виднеется внушительных размеров проталина, где в редких местах по краям скромно растут сорняковые растения. Невозможно не заметить извилистую колею, идущую далеко за горизонт. Если присмотреться, в правом углу картины станут заметны многочисленные следы, явно принадлежащие человеку. Можно смело предположить, что тут проходил какой-нибудь военный или партизанской отряд, тем более что картина была написана в неспокойное для нашей страны время.
Игорь Грабарь смог по-настоящему живо и красочно передать всё очарование природы и её красоту. «Берёзовая аллея» — это настоящая дань уважения родному краю и прекрасной местной природе, откликающееся в сердце каждого жителя нашей страны.
Картина «Березовая аллея» посвящена красоте родной земли и относится к позднему творчеству Игоря Грабаря. Но, несмотря на тяжелые времена, совпавшие с написанием картины, она наполнена душевностью и трепетом перед мощью природы.
Картина создавалась под влиянием импрессионизма. Игорь Грабарь, подобно своим французским предшественникам, отказывается от контуров, заменяя их деликатным наложением цветов друг на друга. «Березовая аллея» написана полупрозрачными тонами. Один оттенок плавно переходит в другой. Но все-таки манера письма подсказывает нам, что создатель картины – русский человек. Сюжет, положенный в ее основу, так близок любому жителю России благодаря своей простоте и жизненности.
Игорь Грабарь приглашает нас прогуляться вместе с ним по мартовской березовой аллее. Благодаря подробной прорисовке деталей мы чувствуем себя участниками событий. Сделай шаг – и почувствуешь хруст талого снега под ногами. Его голубоватые тона плавно переходят в синеву небес. На их фоне ярко очерчены белые стволы берез.
Мы не видим на картине солнца, но явственно чувствуем его свет. Кажется, что солнце находится прямо над нами и можно почувствовать на себе его теплые лучи. Прозрачность тонов, гармоничность оттенков и мягкий контраст деревьев подсказывают нам эпизоды из давнего детства в деревне у бабушки, когда душа предвкушает уход холодов и радуется первым проталинам. Воздух еще по-морозному чист, но солнечное тепло и птичий гомон предвещают скорое наступление долгожданной весны.
Игра света и тени и перспектива выстроившихся по обеим сторонам берез вовлекают в таинственное путешествие куда-то далеко от наших каждодневных забот и пустяковых дел. Хочется сойти на весеннюю дорожку и пойти по оставленной санями колее куда глаза глядят, за горизонт…
Игорь Эммануилович Грабарь написал картину «Березовая аллея» в 1940 году в возрасте 69 лет. Признанный мастер пейзажа в очередной раз создавал шедевр, наполненный солнечным светом, мерцающим снегом и весенним воздухом. Всего Игорь Эммануилович создал несколько сотен полотен, на которых изображен снег: в частности, его перу принадлежат известные пейзажи «Иней» и «Февральская лазурь».
На картине «Березовая аллея» виден отчетливый, глубоко отпечатанный, неровный след от саней, проложенный посередине аллеи через тающий снег и уходящий вдаль за горизонт. Тени от голых березовых ветвей ложатся синими линиями на нижний план дороги, и там же внизу можно видеть оставленные в рыхлом снегу следы ног.
По центру картины показана проталина с пожухшей желтой прошлогодней травой: по этой детали, показывающей мощь теплого солнца, становится понятно, что художник изобразил поворот от зимы к весне. На этом нагретом месте не осталось ни единой снежинки, и можно видеть, что сани проехали и по оттаявшей полянке тоже, прямо поверх бесснежной зоны.
Здесь же, справа от следа полозьев, на обочине, показаны распустившиеся первоцветы, вносящие небольшое, но яркое зеленое пятно в цвета пейзажа.
Дорога спускается на заднем плане в овраг, в котором еще лежит снег. След от полозьев обрамляется бесконечным коридором высоких берез, которые на первом плане показаны в привычной серо-белой окраске, а сзади из-за преломления света кажутся розовыми.
То, что пейзаж изображает межсезонье при переходе от зимы к весне, очевидно по лазурному цвету неба. На нем ни облачка, и кажется, что вот-вот теплые лучи отогреют всю аллею, и она сбросит с себя снежное покрывало подобно проталине по центру картины.