Анализ картины Бориса Кустодиева Купальщица - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Купальщица

Анализ картины Бориса Кустодиева Купальщица

Синтетические по своей природе произведения Кустодиева пронизаны высоким гуманистическим смыслом. Его «провинция», исполненная добродушия, чистосердечности и справедливости – всегда антитеза Петербургу и большим промышленным городам. Это – своего рода грезы о патриархальном мире, полном гармонии и своеобразной красоты. Картины исключают существование нищеты и пьянства, скопидомства и стяжательства, грубости и невежества. Они «очищены» от всего негативного, добры, поэтичны, никого никогда не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни – успокоенной, самодостаточной, устроенной по «от века» чтящийся законам и традициям, слегка ограниченной и потому вызывающей ироническую улыбку автора.

Многие критиковали его произведения, тем не менее, украдкой восхищаясь красочностью и колоритом его полотен.

Б. Кустодиев был верен традициям русских реалистов, изображая простые сюжеты с понятными образами. Его не волновало осуждение в нарушении традиций и тенденций. Он был увлечен русским народным лубком и вдохновлен идеалами красоты, далекими от того совершенства, которого требовало общество.

Можно сказать, что его картины – отголоски и тоски по другой «несуществующей» России. Эта сказочная и эпохальная страна, где, по его разумению, именно полнотелые женщины символизируют гармонию и уют русского мира. Тип такой женщины ярко отражён в картине «Купальщица» 1921 года.

В центре сюжета внимание приковано к фигуре девицы, словно застигнутой врасплох в момент купания. Золотистая коса, перекинутая через плечо, розовые и теплые оранжевые тона прелестей девицы открыты для любования.

Сама поза, в которой запечатлена купальщица, призвана продемонстрировать природную красоту и привлекательность юного тела. Лицо девушки словно списано с героинь народных былин и сказок – легкий румянец, высокие дуги бровей, точеный носик, сочные вишневые губы. На фоне окружающей природы, купальщица смотрится органично и эстетично. Естественная и безумно привлекательная, манящая и искушающая.

Подлинный эталон русской красавицы окружен восхитительной красотой и символикой родных краев. Типичный деревенский пейзаж на соседнем берегу, береза, укрывающая в своей тени прекрасную нимфу. Богатство женского тела и окружающей природы вплетены друг в друга, создавая необыкновенно теплую и живописную картину.

Здесь ценят здоровье и красоту, живут слегка напоказ, любят яркое, искусное, слегка вычурное и чрезмерное, безжалостно переиначивая столичные новинки. Герои Кустодиева гармонично существуют в природной среде. Она изображается всегда в самый яркий момент своего бытия – в свете полудня, в день инея, в нарядном осеннем уборе. Как в картинах старых мастеров, пейзажи художника густо, до самого горизонта населены человеческими жизнями. Здесь не бывает будней. Чаще всего персонажи изображаются в праздники или в момент предвечернего сладостного «ничегонеделания»… Автора волнуют любые проявления жизненной силы, он любуется дородностью и грацией («Купчихи», 1912; «Купчиха с покупками», 1920), здоровыми и крепкими телами купальщиц…