Анализ картины Андрея Красносельского Бабушкины сказки - Анализ картин
Анализ картины Андрея Красносельского Бабушкины сказки

Анализ картины Андрея Красносельского Бабушкины сказки

Русский художник, портретист и жанрист Александр Андреевич Красносельский работал преимущественно в бытовом жанре, получившем распространение во второй половине XIX века. Как и многие художники этого периода, в своих произведениях он отразил крестьянский быт и сцены из жизни горожан. Его картины отличает обращение к мимолетным, казалось бы, незначительным историям.

Картина Андрея Андреевича Красносельского “Бабушкины сказки” была написана 1866 году и посвящается пасторалям обычного мещанского вечера одной провинциальной семьи из неназванного города. В центре экспозиции находится гостиная комната, в которой можно насчитать пятерых детей, молодую женщину (по всей видимости – их мать) и бабушку, рассказывающую им сказку.

Но не просто рассказывающую, но вкладывающую в свое повествование искренние и неподдельные эмоции, а также чувства. Об этом нам говорит как язык ее тела (суровое и серьезное лицо, раскинутые на манер крыльев руки, судорожно сжатые и напряженные пальцы), так и внимание, с которым дети слушают рассказчицу.

Можно предположить, что еще полчаса назад все находящиеся в гостиной еще не составляли такого единого и захваченного историей организма, а занимались каждый своим делом. Младшие дети были заняты игрой, старшие читали книги или занимались хозяйственными делами, а сама старушка преспокойно вязала спицами.

Но вот наступил тот момент, о котором не объявляется, но которого все молчаливо и с большим нетерпением ждут изо дня в день – время, когда бабушка начинает рассказывать сказку. Игрушки отложены в сторону, дела оставлены на потом – все собираются вокруг небольшого, укрытого оборочной скатертью и украшенного тусклой лампой стола. Кто-то из детей устраивается на софе, кто-то прямо у ног бабушки; все с восхищением внемлют ее захватывающему повествованию.

Убранство комнаты, как уже было сказано выше, во многом указывает на мещанский уклад жизни ее обитателей. Пол устлан цветным ковром в цветочек. Около стены – обитая узорчатым материалом софа, а также печь. Небольшой, по меркам семьи, обеденный стол.

На стене висит портрет, на котором, как можно предположить, изображена бабушка в молодости. К слову, она и сейчас не выглядит старой: годы ей прибавляют чепец и очки.

Слева на картине мы можем видеть еще одну фигуру, которая несколько выбивается из общей концепции изображения, а также атмосферы “сказочного вечера”. По парадному платью и благородному складу лица, можно предложить, что это – хозяин дома, который изображен заходящим в комнату как раз в самый разгар повествования.

Судя по его озабоченному лицу, он либо принес какую-то неприятную новость, либо – застыл на пороге, боясь своим приходом надорвать ту сказочную нить, которую старушка ткет своим занимательным рассказом.

На полотне Андрея Красносельского Бабушкины сказки запечатлена сцена из жизни одной семьи. Занятия на время отложены, дети побросали свои игрушки, вся семья устремила внимание к любимой бабушке: пожилая женщина в чепце, выразительно раскинув руки, рассказывает сказку. Картина написана с большим вниманием к деталям, дополняющим образ. Керосиновая лампа в центре картины – источник света – объединяет в круг слушателей. Изразцовая печь и свет лампы передают тепло домашнего уюта, а полумрак в комнате создает ощущение некого таинства, происходящего в момент рассказа истории.

Сцена изображена с повествовательной подробностью, огромное значение придается мелочам, не сразу заметным на первый взгляд: они рассказывают зрителю о героях, их занятиях, интересах, любимых игрушках детей. Благодаря тонкой наблюдательности художника простой сюжет становится глубоким, повествуя о семейных ценностях, а особенности быта, как не что иное, позволяют погрузиться в жизнь ушедшей эпохи, почувствовать особую атмосферу этого времени, а может и обнаружить сходство с настоящим. Ведь старинной сказке, передающейся из поколения в поколение, свойственно жить вне времени.