Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина В детской - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина В детской

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина В детской

Петров-Водкин – русский и советский художник, график, теоретик искусства, писатель и педагог. В искусство его, как и многих художников, привели случайности – сперва он познакомился с двумя иконописцами, наблюдая за которыми и ощутил желание взяться за кисть, а после мать его подсунула рисунки сына известному скульптору, который был так впечатлен работой Петрова-Водкина, что вывез его с собой в Санкт-Петербург и дал блестящее образование. Если бы не эти два случая, кто знает, как сложилась бы его творческая судьба.

«В детской» – одна из картин, посвященных материнству, которое Петров-Водкин в определенный период воспевал всеми своими работами. На одних он вкладывал в него святость и непостижимость – как в «Петроградской Мадонне», например – в других показывал, как обыденно материнство и одновременно как оно священно.

«В детской» – из вторых. Спит ребенок в кроватке. Отвернулся от зрителя, ручка сжата в кулачок, волосы намечены легкими мазками, которые придают им пушистости. Собраны игрушки, уложены в коробку, поставлены на тумбочку. Синее одеяльце укрывает малыша. Мать стоит в дверях – она одета просто, акцент сделан на самой её фигуре, застывшей в дверном проеме. Эта фигура велика, картина слегка скошена по диагонали, словно подталкивает взгляд именно к ней.

В картине «В детской» показана детская комната. Здесь в центре спящий ребенок. Вокруг лежат игрушки, которые уже собраны. Нет никаких разбросанных вещей, которые были бы свидетелями бурного дня малыша. Угол картины наклонен так, что взгляд зрителя сразу падает на дверной проем, в котором стоит мать. Она смотрит на ребенка немного устало. Но вся её поза говорит о безграничной нежности. Она будто застыла в умилении.

Складывается впечатление, что она не хочет закрывать дверь и уходить от своего ребенка ни на секунду. Возможно, женщина только что пела своему сыну колыбельную. А потом тихонько собирала игрушки, которые аккуратно теперь лежат на столе. Она слегка укрывала своего сыночка синим покрывалом. Малыш теперь безмятежно и крепко спит, раскинув руки в разные стороны. Его голова повернута набок. Он спит, зная, что находится в безопасности под крылом своей любимой мамы. Женщина последний раз смотрит на ребенка перед тем, как закрыть дверь. Возможно она пойдет на кухню и заварит себе чай.

Наслаждаясь чаепитием, она вспомнит не раз о своем ребенке и непременно захочет еще заглянуть в его комнату. Материнское сердце дает очень много любви. Петров-Водкин сумел передать всю силу материнской любви в такой простой и жизненной композиции. Остается лишь любоваться умелым творчеством художника.

Рукой женщина придерживается за косяк, второй рукой готовится закрыть дверь, и на лице её – усталая нежность. Она весь день играла с ребенком, гуляла с ним, кормила его и учила, а когда он уснул, чувствует облегчение и одновременно странную пустоту. Её лицо слегка недоуменное, словно бы она не понимает, почему ей скучно, почему грустно, почему одиноко без малыша.

В следующий миг она закроет дверь, уйдет к телевизору или на кухню, но все равно время от времени будет заглядывать в детскую, обернувшуюся сонным царством. Будет убеждаться, что с сыном её всё хорошо.