Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Играющие мальчики - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Играющие мальчики

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Играющие мальчики

Творчество русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина наполнено философией и националистическими мыслями. Он жил в нелегкое для Российской империи время, что не могло не отразится на его творчестве.

В своем искусстве русский художник выбрал тернистый путь, постоянно подвергаясь критике то от сторонников академической живописи, то от новаторов. Но при этом Кузьма Сергеевич смог сохранить самобытность и ему суждено было стать мостом, который связывает разные времена и эпохи.

Петров Водкин с восторгом встретил Февральскую и Октябрьскую революцию 1917 года, об этом говорит картина «Мальчики», написанная в 28 марта 1916 года.

Одно из известнейших ранних произведений мастера. Художник посвятил картину памяти Михаила Врубеля и Валентина Серова, называя ее своеобразным «похоронным маршем».

В процессе работы над созданием полотна Петров-Водкин писал: «Сегодня у меня явилась идея красок картины: это должно быть ярко и просто». Художник выводит лаконичную и стройную живописную формулу, всецело основанную на ритме и пластике форм, наполняя ее скрытыми аллегориями и символами. В стилистике произведения угадываются реминисценции искусства Анри Матисса.

Петров-Водкин мог видеть его «Танец» в щукинской коллекции в Москве. Незадолго до создания картины, в 1910 году, художник работал над фресками для собора Василия Златоверхого в Овруче, один из сюжетов которых был связан с библейскими образами Каина и Авеля. Проецируя библейский сюжет на современность, Петров-Водкин решает сцену монументально обобщенной, и камень в руке одного из героев замечаешь не сразу.

Художник своей предреволюционной картиной представляет зрителю героя из идейных «красных». Он поместил его в самый центр своей картины, изображая с поднятой вверх рукой, увлекая за собой пока еще обычных людей. Герой слева уже готов примкнуть к революционному движению – об этом говорит его готовая к бою поза и жест, отдающий честь, поднятая вверх к «красному» рука. А человек справа все еще сидит на земле на коленях, преклоняясь старому режиму, но он уже дал руку «красному» и собирается вставать с колен. В этой картине, как и в большинстве других, Кузьма Сергеевич соблюдает характерную для его творчества ясность красок.

Через год после Октябрьской революции, к годовщине октября, Петров – Водкин написал целую серию картин, оформив, при помощи своих учеников, весь город Петроград.

Имея опыт мастеров эпохи Возрождения, Петров-Водкин остался глубоко русским и национальным художником.

В его работе «Мальчики», как и во всех других его картинах, присутствует настоящий русских дух. С Петровым-Водкиным каждый может открыть для себя что-то новое, при этом он заставляет зрителя быть соавтором в понимании его глубокомысленного творчества.