Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Берег - Кузьма Петров-Водкин
Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Берег

Анализ картины Кузьмы Петрова-Водкина Берег

Петров-Водкин – русский художник, писатель, педагог, в картинах которого чаще всего можно наблюдать три вещи, иногда в сочетаниях, иногда нет. Материнство первая вещь. Оно может быть воспеванием образа матери, её подвига и святости, или же гимном естественности деторождения при всей его обыденной героичности.

Вторая вещь – дети. Как педагог, Петров-Водкин часто с ними общался и на его картинах можно зачастую встретить ребятишек, живых настолько, что кажется – в следующий миг они сорвутся и убег, громко смеясь и топая.

Третья вещь – эротизм. Он абсолютно ненавязчив и зачастую нераскрыт, но он есть – скрытая и чувственная тема.

«Берег» – картина, на которой есть и первое, и второе, и третье, но ничто не бросается в глаза. Изображен на ней галечный пляж, спокойная тихая речка, большие плоские валуны. На валунах сидят женщины – очевидно, подруги, приходившие купаться в жаркий летний день. Одна разбирает мокрые рыжие волосы, чтобы они не оставили пятна на одежде. Вторая мечтательна, думает о чем-то приятном, сведя руки у щеки словно в умилении. Третья перекатывает в пальцах гладкие камушки, собранные ею. Четвертая собирает камни, стоя спиной к зрителю, на коленях. Пятая наблюдает за остальными, лицо её устало и скептично, словно она бесконечно устала от этой компании, от этого лета, от разговоров, от жары и всего мира.

На заднем плане видно мать, которая ведет в воду ребенка. Ребенок засмотрелся на камушки, женщина мягко подпихивает его в спину, зная, что иначе они застрянут на весь день, так и не дойдя до воды.

Обыденная простая картина, написанная с большим вниманием к деталям, со знанием строения женского тела, с желанием показать как просто и прекрасно может быть такое времяпрепровождение.

И на ней все – мать и ребенок у воды, мягкий ненавязчивый эротизм в обнаженной груди одной из девушек, но всё это неважно, потому что складываясь в целое, оно становится одним.