Анализ картины Ильи Остроухова Сиверко - Илья Остроухов
Анализ картины Ильи Остроухова Сиверко

Анализ картины Ильи Остроухова Сиверко

Полотно принадлежит кисти известного русского художника Ильи Остроухова. Картина была написана в 1890 году. Полный размер холста 85х119 см. Произведение искусства выполнено с помощью масляных красок. В наше время полотно можно увидеть в Государственной Третьяковской галереи в городе Москва.

После того как картина была окончена автором, её приобрел Павел Третьяков. В его коллекции уже были работы Остроухова, однако именно этим полотном Третьяков гордился больше всего. В 1891 году картина «Сиверко» впервые была представлена публике на выставке, которая состоялась в Санкт-Петербурге.

«Сиверко» – выдающееся произведение в творчестве Ильи Остроухова. Искусствовед Абрам Эфрос считал, что «без “Сиверка” не существовало бы Остроухова так же, как не было бы Саврасова — без «Грачей». В свою очередь, художник и критик Игорь Грабарь ставил эту картину даже выше полотен Исаака Левитана и «называл лучшим русским пейзажем того времени».

Созданием картины «Сиверко» увенчались поиски Остроухова, направленные на выражение самой сути русского национального пейзажа во всей его полноте. В работе ощутимы уроки Василия Поленова, который оказал больше влияние на развитие таланта Остроухова. Чувство цвета и умелая передача освещения, отличающие картины художника, воспитывались упорной работой на пленэре в Абрамцеве, в Жуковке и Борке в окружении членов Абрамцевского кружка и семьи Поленова. Здесь Остроухов был «своим», частым и всегда желанным гостем. По композиции «Сиверко» имеет сходство со многими приокскими панорамами Поленова с изгибающейся излучиной широкой реки. Художник избрал простой мотив, ничем не примечательный: ни по красочности, ни по эффектности. Вместе с тем пейзаж заключает емкий, цельный и понятный образ хмурой суровой природы, переданной без прикрас.

Название картины – «Сиверко» – раскрывает главную идею произведения, заключенную в создании особого настроения. Художник стремился передать ощущение от пронизывающего северного ветра – сиверка или сивера, который гонит по небу тяжелые серые облака и рождает мелкую рябь на поверхности воды. Пейзаж наполнен искренним чувством, проникновенным звучанием, от которого щемит в груди. Как метко подметил Грабарь, «в этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства».

В 1891 году Остроухов представил полотно на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, членом котором он стал в том же году. По воспоминаниям Эфроса, в 1929 году во время гражданской панихиды по Остроухову, проходившей в зале Третьяковской галереи в окружении его картин, над изголовьем висела именно картина «Сиверко».

На полотне Ильи Остроухова Сиверко художник изобразил изящный речной изгиб. Благодаря живописной русской природе Остроухову было где черпать вдохновение. Ведь русская земля богата на подобные пейзажи. На переднем плане изображена река, несущая свои синие воды в далекую даль. Кое где можно заметить неподвижную водную гладь в которой чудесным образом отражается небо. Немного позже начинает дуть сиверко – прохладный северный ветер, нарушая неподвижное зеркало воды. Река окрашена в темные цвета. Преобладают оттенки фиолетовых и синих, местами черных красок. Среди водной ряби угадывается островок – крохотный клочок суши, который порос зеленой травой. Зритель может заметить совсем низко над самой водой двух чаек.

Полноводная река делит сушу на два берега. Один из них песчаный с пологим спуском, а второй, занимающий значительную часть картины, обрывистый и поросший кустарниками. С этой стороны особенно отчетливо ощущается дуновение холодного сиверко. Заросли на берегу будто стали покорными и подчинились воле ветра. Трава склонилась под его порывами.

Небо окрашено в серо-синие тона. Облака под своей тяжестью низко плывут над горизонтом. Создается предчувствие надвигающейся бури. При этом зритель ощущает неоднозначные чувства тревоги и восхищения могуществом прекрасной природы.