Ефим Ефимович Волков русский живописец и пейзажист XIX века, автор множества работ, в которых прославлялась, прежде всего, русская природа, во всей красоте ее проявления. При написании полотен художник отдавал предпочтение осеннему пейзажу, находя в нем необъяснимую прелесть, живость красок и цветов, которых в обычной тусклой и обыденной жизни Ефиму Ефимовичу так не хватало.
Художник относил себя к передвижническому движению, популярному в годы его молодости, но быстро утратившему новизну и интерес публики. Вместе
с интересом ушло и восхищение Волковым, как художником, из-за чего пейзажист впал в большое уныние и провел последние свои годы в полном одиночестве, без остановки рисуя картины.
Полотно «Золотая осенью Тихая речка» было написано в 1893 году, на самой заре политических событий, оказавших самое непосредственное влияние на судьбу художника. Перед зрителем предстает настоящий русский пейзаж, которым так богаты поля и леса России.
Лесная река, берега которой покрыты зеленеющими травами и полевыми цветами, березы, готовые сбросить листву, полуденное солнце, отраженное в чистой родниковой воде – все это так близко и знакомо русскому сердцу. Нет ничего краше этой реки и этого леса, от картины веет чем-то настоящим, возникает желание раздвинуть границы и посмотреть, а что там дальше за рамой, или, что еще желаннее самовольно войти в картину и пройтись по берегу этой тихой и спокойной речушки.
Так хочется насобирать грибов, поваляться на ковре из мягких и ароматных березовых листьев и сказать огромное спасибо художнику, нарисовавшему столь замечательное произведение более ста лет назад. К большому сожалению, подобной красоты практически невозможно встретить в современном мире, потому так приятны моменты, когда удается все же мимолетно прикоснуться к такому невероятному совершенству.
Волкова Ефима Ефимовича называют поэтом туманов и русской осени. Талантливый пейзажист, он оставил прекрасную коллекцию исполненных очарования и светлой грусти картин природы.
Сын петербургского фельдшера, он отдал дань государственной службе канцелярского советника в Министерстве юстиции. И только выйдя в отставку, позволил себе поступить в рисовальную школу, окончив за год четырехлетний курс обучения, стал вольным слушателем академии художеств. Восьмая Передвижная выставка 1880 года представила картину Волкова «Осень», отмеченную лучшей среди пейзажной живописи.
Болотистые места окрестностей Петербурга вдохновляли художника на творчество. Перед нами ранняя северная осень, с тяжелым, пасмурным небом, порывистым, холодным ветром, сырая и пронзительная, как боль. На переднем плане небольшая, зарастающая травой, болотистая речушка, которую переходили вброд коровы близлежащей деревни. Брод мелкий, а еще зеленеющая трава изранена копытами животных.
Извилистое, мельчающее русло уныло блестит под холодным, стальным небом, местами отражая его пустоту на своей поверхности.
Берега реки, поросшие мелким кустарником, все ближе спускающимся к воде пологим склоном. Левый берег кажется немного выше благодаря поднимающемуся от реки холму, на котором местами видны высокие, старые деревья, несколькими хаотичными штрихами, уходящие в низкое небо. Голубеющая даль не скрывает в себе ни тайн ни загадок, она так же уныла и однообразна. Уходя вправо, русло реки еще много раз повторит свои изгибы, которые мало чем отличимые между собой.
И хотя некоторые деревья грязновато-красными пятнами пытаются внести в общий пастельный тон немного цвета. Но они никак не делают картину радостнее, скорее наоборот, золотой осени как-то не получается. На картине нет ни одной живой души, но настроение нищеты, унынья и упадка буквально читается в каждом штрихе.