«Мастерская художника» — картина Гюстава Курбе, написанная в 1855 году. Другое название полотна — «Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни».
Полотно было написано к открытию Всемирной выставки. Туда были допущены 11 работ Курбе, но «Мастерской художника» отказали. Тогда он, с помощью Альфреда Брюйа, представил свою выставку неподалеку. Непринятая картина стала центральным экспонатом.
У картины было и второе название, более длинное и запутанное: «Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни». Второе название является более точным отображением, того, что показано на картине, для написания которой были выбраны темные тона и краски.
Центральной фигурой полотно является сидячий боком человек – сам художник. В руках у него кисти и краски – он пишет огромный пейзаж и занятый делом, не обращает ни на кого внимания.
В мастерской художника собралось множество разных людей. Так, за его спиной стоит полуобнаженная девушка, скорее всего, натурщица, а у ног, созерцая полученное творение, замер маленький мальчик, рядом с которым играет белый кот.
В правой части картины столпилось множество людей, но не все они наблюдают за творческим процессом, лица многих кажутся отрешенными и безучастными, происходящее здесь им неинтересно.
Именно их художник называет своими врагами, теми, кто пытается помешать воплотить в жизнь его творческие мечты и стремления. Действительно люди в этой части картины заняты исключительно друг другом, либо самими собой, они разговаривают, задумчиво смотрят в пустоту и даже читают книги.
На заднем плане виднеется обнимающаяся парочка.
В левой части картины люди также заняты самими собой, но все же проявляют некий интерес к происходящему. По признанию самого художника все персонажи были созданы им для описания своей творческой жизни и деятельности, каждый из них что-либо символизирует.
Не секрет, что на картине нашли свое место сестра художника, его бывшая возлюбленная, которая была вскоре удалена с полотна, и даже сам император Наполеон III, его художник винил в антиреволюционных и антиреспубликанских действиях.
Большое внимание при написании картины было уделено игре света и тени. Несмотря на то, что полотно темное, это не мешает рассмотреть черты изображенных на картине лиц, а также практически все мелкие детали. Наибольшего света удостаивается фигура натурщицы и сам художник, все остальные персонажи прячутся в тени, что не мешает видеть не только их, но и стены помещения.
Поразителен был размер полотна. Как правило, картины с темой мастерской создавали небольших размеров. Однако Курбе выбрал огромный холст, какой другие использовали для исторических работ.
В центральной части полотна изображен сам художник, сидящий боком. В руках его краски и кисти, он пишет огромный пейзаж, не обращая внимания на множество людей вокруг.
За спиной мастера стоит полуобнаженная девушка, возможно, натурщица, безуспешно прикрываясь тканью, а у ног художника находится маленький мальчик и играет кот. На стенах видны изображения других работ Курбе.
Фактически картина является аллегорией на жизнь её создателя, о чем и говорит второе название. Справа находятся друзья и поклонники мастера, среди которых философ Пьер-Жозеф Прудон, поэт Макс Бушон, писатель и искусствовед Шанфлёри и поэт Шарль Бодлер. Все они заняты собой или друг другом и не проявляют интереса к происходящему.
Слева находятся фигуры повседневной жизни Курбе – лесник, священник, нищая. Среди них заметен и браконьер, окруженный собаками. Однако современники утверждали, что это насмешка над правительством, а в роли браконьера изображен Наполеон III.
Хотя полотно выполнено в темных тонах, на нем можно отчетливо рассмотреть изображенные лица и небольшие детали. Свет на картине падает спереди, откуда смотрит и зритель.
Ярким светлым акцентом является натурщица и сам художник. Все остальные находятся в тени.