Анализ картины Константина Коровина Париж. Бульвар Капуцинок - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина Париж. Бульвар Капуцинок

Анализ картины Константина Коровина Париж. Бульвар Капуцинок

В созвездии блистательных мастеров Серебряного века имя Константина Коровина сияет особенно ярко. Темперамент, энергия, жизнелюбие, с которыми он в равной степени работал как в станковом искусстве, так и в театре как Главный художник Императорских сцен Москвы сохранились в каждом его полотне или небольшом эскизе декорации. Из всего его обширного творческого наследия одно из самых узнаваемых произведений Константина Коровина – картина «Париж. Бульвар Капуцинок».

Уж кто только не приложил свои руки к изображению этого самого шумного в Париже места – бульвара Капуцинок. Самые большие любители этого место это французские импрессионисты, такие как Моне, Мане, Дега и другие. Они писали этот бульвар в разное время года и под разными ракурсами. И всегда он получался разным: то резко весёлым, то каким-то расплывчатым (рисовался, когда за окном лил дождь), а то и вовсе не понятным.

Вот и у русского живописца Коровина тоже получилось нечто в стиле импрессионистов, много цвета и света, много людей на тротуарах и завлекающие огни магазинчиков и театральных подмостков.

Коровин изобразил бульвар в самый час пик, как раз тогда когда сюда прибывает весь цвет нации. И сделал он это мастерски, в стиле всё тех же импрессионистов, работая явно из окон отеля. Он фактически не применяет ярких красок, у него они есть лишь в отображении огней магазинчиков и в бликах на мокром асфальте.

Работал художник как видно либо осенью, либо весной. Да это и не важно! Важно то, что он сумел передать дух этого бульвара, он сумел искренне рассказать как там хорошо и почему именно там чаще всего отдыхают великие художники и писатели. Объяснение этому простое: именно там среди толпы, можно найти своих будущих героев и можно сплести сюжет следующего полотна или же романа.

Вот почему там они собираются. Ну и конечно же великие делятся опытом друг с другом. Великие, это не значит что богатые. Бульвар достаточно либерален ко всем и не так жесток, как жизнь. Тут нужно просто вовремя вырвать свой билет на удачу и держать его всегда при себе. Кто-то этим сумел воспользоваться, а кому-то так и не удалось выйти в люди и они стали уличными художниками на Монмартре.

Здесь до сих пор бурлит жизнь, до сих пор тут так и встречаются люди творческой профессии, которым повезло сейчас и которым ещё повезёт в будущем.

Для художника Париж обладал исключительной магией. Как замечал его современник Александр Бенуа: «Коровин… как-то особенно страстно любил этот город. Париж действовал на него возбуждающим, электризующим образом. Это был “праздник, который всегда с тобой”». Ритм города как нельзя лучше совпадал с самой кипучей, восторженной натурой мастера. Первые поездки Коровина во Францию относятся к той поре молодости, когда на протяжении 1890-1910-х годов он практически ежегодно приезжает в Париж, а в 1922 году остается здесь навсегда.

Одним из излюбленных для него мотивов становится изображение ночного города, создается своего рода цикл «Парижские огни». Коровиным вырабатывается и особый композиционный прием – взгляд сверху, словно наблюдение из окна за жизнью вечерней столицы, с пульсирующим светом и красками. Любовь к феерии огней, переживание бурной праздничной ночной жизни города, невиданной в провинциальной России, отличает Коровина от французских импрессионистов, обращавшихся к подобным изображениям. Художника увлекает блеск витрин, окон, фонарей, иногда повторенный в мокрой после дождя мостовой, движение толпы, передаваемое особой экспрессией мазка.

С блестящим артистизмом и бравурностью живописи, калейдоскопом разноцветных пятен и верностью передачи эффектов ночного освещения исполнен этот пестрый, яркий вечер на бульваре Капуцинок с мчащимися в театры и кафешантаны фиакрами, зажигающимися окнами соседних домов, с разлитым в воздухе предощущением безудержного веселья и радости.