Анализ картины Константина Коровина Автопортрет - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина Автопортрет

Анализ картины Константина Коровина Автопортрет

Истинный артист, богема, романтик» – так называли современники выдающегося русского художника Константина Алексеевича Коровина (1861–1939). Увлеченность, с которой мастер создавал свои произведения, была проявлением восторженной натуры художника. Новаторство его живописной манеры закрепило за ним звание первого русского импрессиониста. Россыпью многоцветных мазков написаны художником крымские и французские пейзажи, во всей своей лирической прелести запечатлены им виды столь любимой русской природы. Через ритм красочных пятен или, напротив, нежнейшую палитру он стремился придать музыкальное звучание своим полотнам.

Константин Коровин – один из самых выдающихся художников первой половины ХХ века. Его произведения занимают почетные места в самых крупных музеях России. Благодаря своей удивительной жизненной энергии все его работы были выполнены яркими красками и наделены ноткой праздничности. Свои работы он бесспорно увековечит – они не стареют с годами, к ним не падает интерес поколений, критики и художники по сей день питают подлинный интерес ко всему творческому пути Коровина.

Особое место занимает автопортрет художника.

В отличие от всех произведенных им полотен, он совсем не отличается красочностью. На портрете уставший совсем седой старик с уже выцветшими, покрасневшими глазами, за его спиной черно – коричневый грязноватый фон, и сам он одет в темный пиджак, что придает его образу еще большую сумрачность.

Кажется, что в нем почти невозможно узнать прежнего героя портрета Валентина Серова, но нос и форма усов, которая совсем не изменилась, разве что побелела, выдает былого черноволосого красавца, излучавшего когда-то жизненную энергию. Да, уже совсем не тот, но благородный возраст, подчеркнутый побелевшей головой, которые поредев открыли высокий лоб интеллектуала, похудевшее лицо предало значимую аристократичность.

Взгляд, должно быть, сосредоточен на одной из своих незаконченных работ, он как будто бы опечален, возможно он боится не успеть закончить свою последнюю работу.

Несмотря на свои темные тона, картина излучает теплую энергию и позволяет почувствовать глубина творческой натуры Коровина.

На портрете Коровин запечатлен в своей мастерской в Пименовском переулке другом Валентином Серовым. Несвойственная художественному почерку Серова манера исполнения картины близка живописному стилю Коровина – в этом кроется особый замысел автора, желавшего создать своего рода добрую пародию. Непринужденная поза, растрепанные волосы, торчащие края рубашки – внешний облик, верно схваченный и переданный мастером, вторит многочисленным строкам воспоминаний о Коровине его современников. Интересно и колористическое решение портрета – яркие цветовые акценты белого, красного и черного резко выделяются на фоне серой стены мастерской с развешенными небольшими этюдами.

На протяжении всей жизни художников связывали совместные поездки, общение и искреннее уважение к таланту друг друга. По воспоминаниям Александра Головина: «Серов относился к указаниям Коровина с большим вниманием и считал его лучшим другом. Влияние Коровина было, несомненно, благотворно для Серова. Коровин обладал поразительным вкусом и в этом отношении мог быть незаменимым наставником».

Испытывая глубокую привязанность, высоко оценивая талант и личность Серова, Коровин отказался даже от празднования своего 50-летия в 1911 году в связи с неожиданной смертью друга.