Анализ картины Клода Моне Тополя - Клод Моне
Анализ картины Клода Моне Тополя

Анализ картины Клода Моне Тополя

Знаменитую серию «Тополя» Клод Моне писал всю весну и лето 1891 года. Скрупулёзный и неспешный наблюдатель, Моне часто создавал серии – «Руанский собор», «Бульвар Капуцинок», «Кувшинки», где стремился уловить зыбкие изменения, связанные со сменой погоды, времени суток. Его творчество явное доказательство того, что один и тот же сюжет можно представить по-разному – лишь изменить антураж, свет и получится совсем другая история.

Для работы над серией «Тополя» Клода Моне художник специально выкупил небольшой остров Крапивный. Ежедневно живописец грузил на тележку 30 новеньких холстов и отправлялся на точку, где открывался наиболее удобный вид и мог проработать там весь день.

Тополя росли на берегу реки, называемой Эпт. Именно здесь, неподалеку жил и творил сам художник. В 1891 году Моне решил начать рисовать эти замечательные тополя, ведь их красоту должен был оценить не только он, но и весь мир. Конечно, рисуя эту знаменитую картину, Клод даже и не предполагал, что она получит такую большую известность.

Художник использовал прием – отражение тополей в озере. За счет этого картина кажется еще более глубокой. Создается ощущение, будто бы эти тополя бесконечны, будто бы они тянутся вдаль, вплоть до горизонта. Небо также отражается в воде. Благодаря этому и без того голубое озеро становится еще более чистым, прозрачным и бездонным. На картине можно увидеть три основных цвета – синий, зеленый и голубой. Синий символизирует чистоту, зеленый – бесконечность, а белый – мир. Деревья напоминают статуи, которые уже давно мирно стоят друг возле друга.

Моне выбрал предметом своего рисования именно тополя, ведь они составляли большую часть родной для него природы. Рисовал он, смотря прямо на них, пытаясь передать их истинную красоту. Когда художник узнал, что их хотят вырубить, он тут же приобрел участок с деревьями. И причиной этому было не только то, что он не успел завершить свою картину. Просто художник не хотел, чтобы эти тополя оставались только на его рисунке: вживую они выглядели намного красивее.

Со сменой света, Моне брал новый холст и начинал писать. Иногда определённое состояние длилось не больше десятка минут, и солнце снова меняло положение, вынуждая мастера браться за новую картину. На следующий день он просто менял уже начатые полотна в соответствии с движением солнца на небосклоне.

Основатель такого «многостаночного» метода, Моне изрядно намучался в процессе творчества – работа требовала быстрого темпа и отличной координации. Сохранились воспоминания, которые утверждают, что художник однажды в ярости и бессилии бросил холст, кисти и краски в речку. Правда, вскоре остыл и бросился в воду для того, чтобы спасти хотя бы инструменты.

Моне мечтал, чтобы вся серия экспонировалась одновременно в одном месте, для того чтобы зритель мог увидеть и почувствовать трансформацию одного и того же пейзажа. Однако его желанию не дано было сбыться – прекрасные работы их серии «Тополя» разлетелись по разным музеям и коллекциям. Сегодня сравнить работы из серии можно лишь собрав воедино репродукции, ну или пустившись в путешествие от Нью-Йорка до Токио.