Анализ картины Клода Моне Маки (У Аржантёя) - Клод Моне
Анализ картины Клода Моне Маки (У Аржантёя)

Анализ картины Клода Моне Маки (У Аржантёя)

На картине «Маки» (Поле маков у Аржантёя), которая создана Моне в 1873 году, изображено поле, с редкой цепочкой невысоких деревьев, разделяющих землю и небо. Пейзаж, который кажется на первый взгляд таким незатейливым и простым, имеет очень четкую и продуманную композицию.

Картина явно делится на почти равные четыре части, словно крестом расчерченная, где яркая, темная, отчетливая и грубоватая горизонтальная линия пересекает едва заметную, предполагаемую линию вертикальную. Точкой пересечения условного креста видится дом в центре картины, соединяющий собой всю композицию.

«Маки» или «Поле маков у Аржантёя» – одна из самых узнаваемых работ Клода Моне. Сквозь высокую полевую траву, усеянную ярко-красными головками маков, бредут к зрителю молодая женщина с зонтом и мальчик в шляпе с короткими полями. Знатоку творчества Моне несложно догадаться, что это его жена Камилла и сын Жан.

Композиция имеет ярко выраженное диагональное построение, подчёркнутое маками. При этом всё композиционное решение воплощено с помощью цвета – красный организует и структурирует пространство картины. Две фигуры людей у нижнего правого угла полотна уравновешиваются двумя фигурами в начале диагонали. Моне не стал искать новую натуру, а снова изобразил жену и сына, как зеркальное отражение фигур ближнего плана.

Небо на картине изображено весьма набросочно. При рассматривании оригинала можно заметить проступающий холст, незаполненный красками. Очевидно, что автор уделял больше внимания нижней части работы, где всё выписано предельно полно и точно. Зелень изображена светлыми тонами, контрастом которой выступают тёмные вертикали деревьев, возвышающимися над полем. Совсем неслучайно появился на полотне домик с терракотовой крышей, являясь связующим звеном между передним и задним планом, благодаря цветовым «перекличкам».

Работа над картиной шла на пленере. С небольшим переносным холстом в руках Моне отправлялся к макам, стремясь запечатлеть сиюминутное впечатление, при этом гармонично скомпоновав все детали и фрагменты картины.

Интересна, насыщена в смысловом, эмоциональном и художественном планах левая нижняя часть картины, усеянная красными мазками цветущих маков. Оригинальное решение создает иллюзию картины в картине, усиленную повторившими друг друга двумя человеческими фигурками на холме и склоне маковой палитры. Изящная женщина в шляпке и с голубым зонтом – это жена художника Камилла, а мальчик рядом с ней – Жан, их сын.

Повторным изображением создается впечатление их движения по едва приметной тропинке, идущей с вершины холма. Большое дерево, уходящее кроной в небо, усиливает эффект полноты и значимости этой части картины.

Правая часть по контрасту с цветущими маками практически бесцветная, служит фоном для изображенной в пограничной области женщины, заполняющей собой правый фрагмент картины. Небо прописано несколькими мазками, пропущенные белесые места не тронутого краской холста, говорят о том, что художник, очевидно, не счел нужным уделять верхней части картины больше внимания.

В целом полотно утверждает земные, приземленные ценности, которые в данном контексте имеют первостепенный смысл. Для решения этой смысловой задачи художником используются все средства, имеющиеся в его арсенале.