Анализ картины Клода Моне Дорога в Шайи - Клод Моне
Анализ картины Клода Моне Дорога в Шайи

Анализ картины Клода Моне Дорога в Шайи

Картину Клода Моне «Дорога в Шайи», также известную как «Дорога на Бас-Бро, Фонтебло», выделяет из ряда других картин высокая реалистичность. Если присмотреться, можно заметить, что художник наносил мазки разной плотности, но создается ощущение, что полотно ровное и четкое.

Один из центральных образов в картине – дорога, уходящая в самое сердце полотна. Дорога окружена лесом, которого осень уже едва коснулась своим дыханием, позолотила листья, но еще не умертвила. Почти все листья еще держатся на деревьях и кустарниках, но на земле уже виден тонкий ковер из опавших листочков, которые медленно приобретают коричневый цвет.

Еще теплое солнце освещает золотой лес, выделяет дорогу, создает выразительные тени. Едва грустный, но невероятно прекрасный, спокойный лес, облитый солнечным светом, напоминает о том, как чудесно было лето, и как великолепна осень, несмотря на то, что она символизирует увядание природы.

Создавая этот пейзаж, Моне обращался в основном к бледно-зеленому и светло-коричневому цвету, избегал резких тонов. Листья, мягко полыхающие желтым и оранжевым, подчеркнуты еще зеленой травой, местами совсем яркой и живой. Солнечные лучи, освещающие всю картину, делают ее светлой, живой, даже торжественной. Бледно-серое небо в этом случае не нагоняет тоску, а наоборот, оттеняет всю прелесть осеннего леса.

Но эта легкая серость неба, дальние деревья, будто окутанные дымкой, словно напоминают о том, что зима близко, и ее приближение невозможно ни остановить, ни замедлить. Однако, отдавая должное мастерству Клода Моне, невозможно сказать, что картина грустная: это скорее обращение к зрителям, говорящее о том, что именно вот такие чудесные дни в золотом лесу нужно запоминать, не упуская возможности пройтись по дороге, как на этом полотне.

Обступивший ее с обеих сторон осенний лес еще полон жизненной силы и солнечной уверенности. Ведь осень уже коснулась кистью не только макушек деревьев, на земле видны уже пожелтевшие и опавшие листья, даже кустарники с правой стороны окрасила, но солнце еще ярко освещает и бледную полоску, убегающей вдаль лесной дороги, и грустные деревья в лесу. Это дивное сочетание немного унылого лесного осеннего спокойствия, даже умиротворения, которое, будто рассекается серой лентой дороги, вызывает слегка грустные нотки и воспоминания об уходящем лете.

Моне при создании этого пейзажа использует в основном бледные оттенки зеленого и коричневого цветов, слегка разбавленные желтизной, живая насыщенная зелень видна лишь на траве в правом углу картины. Но при помощи ярких солнечных лучей, попадающих на картину, словно откуда-то сверху, пейзаж получился удивительно светлым и даже оживленным. Небо при этом имеет бледно – серый окрас, что обычно создает довольно сумрачное настроение на полотне. Но не в этом случае.

А серые оттенки, нависающего сверху холодного небосвода, и такого же цвета деревья вдали, будто тревожное напоминание о том, что зима уже совсем близко. Но эта, можно сказать, смысловая контрастность цветов на полотне живописца все же навеивает оптимистичные нотки, что не все еще потеряно, и нужно использовать такие светлые осенние деньки. Благодаря этому, зрительно картина не воспринимается как сумрачный осенний пейзаж, скорее, как напоминание о лете.