Анализ картины Казимира Малевича Женщина с граблями - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Женщина с граблями

Анализ картины Казимира Малевича Женщина с граблями

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Малевич создал ряд фигуративных произведений, имитирующих живопись 1900–1910-х, поставив на холстах ложные даты. Так, картина «Женщина с граблями» была снабжена надписью: «Москва. 1915 г. Супрематизмъ в контуре крестьянки» – с этой датой она и поступила в Третьяковскую галерею.

«Женщина с граблями» Казимира Малевича – это картина из второй серии крестьянского цикла работ Казимира Малевича. Художник принялся за её создание в 1930-1931 годах, после того, как первый цикл был утерян после Берлинской и Варшавской выставок в 1927 году.

Новые картины во втором цикле решают другие задачи. На картине изображена женская фигура, которая составлена из геометрических элементов. Сам художник прозвал полотно «супрематизмом в контуре». Благодаря присутствию геометрических фигур расшифровать «Женщину с граблями» оказывается нелегко. Это не первая работа, в которой проявилась предметность и отсылка к крестьянской тематике, которая, на первый взгляд, неочевидна. Это говорит о том, что, несмотря на эволюцию творчества Малевича, художник не отказывается от изображения земной жизни.

Основные цвета полотна – белый, красный и черный. Женская фигура, как и на других работах художника, лишена лица: вместо него мы видим бело-черное пятно. Задний фон состоит из полосок цветных полей и строений, форма которых напоминает городские здания. Здесь художник отходит от прежних мотивов своих работ, в которых присутствовали крестьянские избы. Казимир Малевич пытался показать пришедшую в деревню цивилизацию.

«Женщина с граблями», в отличие от похожей на неё «Головой крестьянина», не является конфликтной. Она не несет в себе противостояние человека и мира, а цвета имеют спокойный и плавный переход. Но главное отличие – картина «Женщина с граблями» не отражает ту гармонию отчаяния, которую Малевич наделил «Голову крестьянина».

Прежде Малевич противопоставлял образу традиционного искусства супрематический знак, теперь он находит нечто среднее – «полуобраз». Фигуративный мотив художник сочетает с принципами супрематизма – эстетикой «прямого угла» и экономией средств, а главное – с достигнутой в нем смысловой многозначностью.

Силуэт крестьянки в картине заполнен беспредметными геометризованными элементами, придающими фигуре отвлеченный характер, который не поддается однозначной расшифровке. Ее не назовешь ни крестьянкой, ни роботом, ни манекеном, ни обитательницей неведомой планеты – любое из определений не кажется исчерпывающим, но все они «вмещаются» в создание художника.

Изображена абстрагированная формула человека в мире, очищенная от всего случайного, красивая в своей архитектонике: нужно только оценить сложную ритмику прямых и кривых в верхней части фигуры, рассмотреть, как в конструкцию «вливается» сгустившаяся краска неба, как супрематический аккорд – белое, черное и красное – вводится в цветовой словарь природы. Но сама природа, строго говоря, сократилась до гладкого поля, похожего на спортивный газон, с наступающими со всех сторон городскими строениями; грабли в руках женщины нефункциональны и условны, это что-то вроде жезла, подтверждающего устойчивость миропорядка.