Картина написана маслом на холсте в 1889 году за год до кончины художника.
Была создана во время проживания в Сан-Реми. Картины Ван Гога вот уже второе столетие поражают каждого, кто видит их. Они несут в себе мир грез и мир настоящего. Оливковая роща – это одна из цикла картин, где художник рисует пышные раскидистые сады.
Ван Гог любил рисовать оливковые деревья и кипарисы. Они были для Ван Гога одним из мест его вдохновения. Художник любил природу горячей и страстной любовью, отдавал ей наибольшее внимание в своем творчестве.
Создавая полотно, использовал всего четыре цвет – это синий, зеленый, желтый и фиолетовый.
Ван Гог писал оливковые сады, которые находились напротив его дома, о чем он не раз говорил. Восхищаясь природной красотой, отдавая ей всю свою душу. Он мог за несколько дней потратить все свои краски, холсты и деньги, творя свои пейзажи. На полотне с оливковой рощей, по пожелтевшей траве можно судить, что наступила осень. Рачительность уже высохла, но зеленые оливы напоминают о тепле.
Ван Гог изобразил хмурое, тяжелое небо, которое нависает над оливковой рощей. По его оттенку можно понять, что близиться дождь. Картина написана сильными и ритмичными мазками.
Создается впечатление, что художник написал ее за пару часов. Прилегающая трава и неровные кроны олив говорят нам о том, что погода была ветряной. Природа готовится к приближающейся зиме и сну. Осень – это время увядания и сбора урожая. Создается впечатления единения линий, небо плавно переходит в кроны олив, изогнутые стволы которых врастают в траву и землю. Но контраст цветов выраженный.
Картина словно движется, пейзаж фактурен. Для изображения листьев олив Ван Гог использовал темно- зеленые мазки, стволы в свою очередь художник предпочел изобразить смешением синих и фиолетовых тонов.
Полотно с оливковой рощей относится к эпохе неоимпрессионизма.
Картина находится в музеи Винсента Ван Гога в Амстердаме, Нидерланды.
Собственно, у Ван Гога не было «легких» периодов — вся его жизнь отмечена была предельно напряженным эмоциональным состоянием, которое художник буквально выплескивал на свои холсты. Однако разрыв с Ван Гогом, ознаменовавшийся известным эпизодом с отрезанной мочкой уха — несомненно, пик этого нервного бытия.
В то же время нахождение в «психушке», как ни парадоксально может это прозвучать на первый взгляд, было для Ван Гога временем самым благодатным. Он лишен был необходимости управляться с собою самостоятельно — и «освобождение» от этой непосильной ноши самым наилучшим образом сказалось на его творчестве.
Известно, что в то время Ван Гог трудился с невероятной энергией, написав более ста картин — и столько же рисунков и акварелей. Есть среди них и несколько работ, посвященных оливковым деревьям.
В картине «Пейзаж с оливами» нервная страстность Ван Гога буквально пронизывает весь пейзаж — землю, деревья, горы, облака — бурным вздымающимся движением. Надо сказать, смотрится это куда более мощно, чем большинство работ позднего экспрессионизма, в основе которых лежало схожее видение природы.
Опять же, «Пезаж с оливами», будучи по сути постимпрессионистской работой, куда больше привязана к реальности, поскольку в общем движении, которое, кажется, исходит от некоей внешней силы, подавляющей все объекты, они, тем не менее сохраняют свою индивидуальность и свою персональную ритмику.
Очень четко прописанные горизонтальные зоны этой бурной работы не дают ей сделаться окончательным хаосом, который часто является неизбежным следствием абсолютной свободы, которой всегда подспудно жаждет творческая мысль художника. Разум и критическое восприятие вступают в противодействие с бессознательным — от чего картина только выигрывает.
В призрачном облаке с голубыми и желтыми полосами и волнистыми очертаниями, смутно органическими, можно углядеть призрачные силуэты матери и ребенка; в фантастическом изрезанном силуэте горы с «продырявленной» эррозией стеной скал просматриваются в то же время руины разрушенного замка.
Избранная художником цветовая палитра тоже демонстрирует тщательно продуманную и свежую для Ван Гога вариацию: лсветло-желтоватое облако на фоне холодного зеленовато-голубого неба; внизу — теплые, светло-зеленые оливковые деревья на фоне темно-синих гор; а в самой нижней части произведения — бурлящее море земли с полосами света и тени желтого, синего и зеленого цветов.
Характерной особенностью «Пейзажа с оливами», помимо необычайной длины волнистых линий — Ван Гог сравнил их с линиями старых гравюр на дереве, является необычайная глубина их впадин.
На первый взгляд подавляющий своим непрерывным движением, пейзаж являет собой блестящий набор контрастов: мягкое парящее облако и твердые камни; приглушенная однородность цвета неба и яростно меняющиеся контрасты пространства внизу; настоящий шторм мазков кисти в изображении олив и ритмичная волнистость и ясность гор… И все это пронизано одинаковым, кажется, исходящим из самой глубины объектов светом — от далекого облака до земли под оливковыми деревьями.