Анализ картины Ивана Шишкина На опушке соснового леса - Шишкин Иван
Анализ картины Ивана Шишкина На опушке соснового леса

Анализ картины Ивана Шишкина На опушке соснового леса

Иван Шишкин знаменитый мастер пейзажей, его картины русских лесов и рощ уже давно приобрели широкую известность не только в России, но и далеко за её приделами. Этот художник является общепризнанным специалистов по изображению лесной флоры.

В 1882 году автор дописал свою работу «На опушке соснового леса». Знаменитый пейзаж представлен в традиционном для Шишкина стиле реализм. Картина написана на холсте масляными красками.

На полотне изображён высокий лес, населённый огромными деревьями. На фоне могучего леса можно увидеть маленькую женскую фигуру, выходящую из-за сосновых стволов.

Почти вся картина расписана разными оттенками зелёного, и только маленькая фигура человека одета в белые одежды. Маленькая белая точка на фоне зелёного леса подчёркивает то, насколько мал человек по сравнению с вечностью и постоянством природы.

Эта же идея подтверждается и размерами миниатюрной человеческой фигурки на фоне огромных сосен, ствол которых превышает даже объёмы человеческого тела.

Символизм состоит и в самом сюжете работы. Девушка выходит из лесной чащи в мир людей. Молодая особа олицетворяет весь человеческий род, напоминая нам, что все мы являемся детьми природы.

Столетние сосны напоминают нам о вековой мудрости природы, а хрупкая молодая девушка символизирует быстротечность человеческого бытия. Сколько таких людей прошло мимо этих сосен и сколько ещё пройдёт, минует много лет, а эти сосновые кроны все также будут утопать в золотистых лучах солнца на закате.

Вечерняя прогулка по сосновому лесу привела молодую женщину на опушку. Как всегда в работах художника, человек на фоне природы выглядит хрупким и маленьким. Высокие сосны, залитые закатным светом, величественно возвышаются над человеком. Хвоя на деревьях выглядит слегка серебристой. Небо над лесом практически безоблачно, зеленая трава на опушке солнцем не тронута, свет заблудился в густом сосновом лесу.

Создается впечатление, что тропинка ведет человека, а не человек идет по тропинке. Мастер отлично передает легкость и аромат, витающие в вечернем воздухе.

Цвета картины создают особенное настроение в работе: умиротворение, радость, покой. Поначалу женская фигура в нежно-голубом наряде кажется лишней, придуманной деталью. Рассмотрев внимательнее, можно убедиться, что присутствие человека в пейзаже органично и естественно.

Летний зонтик в руках молодой женщины сложен, летняя жара спала.

Лес словно светится изнутри. Как будто само солнце опустилось в чащу и готовится там ко сну. Тишина и нега разлились по опушке.

Человек ушел из леса, и природа зажила своей, свободной жизнью. На границе опушки заметны пни от срубленных деревьев, сухая ветка, не растерявшая коричневых листьев. Все это плоды человеческой деятельности. Сказка осталась там, позади. Впереди мир людей, постоянно изменяющих окружающий мир для своих нужд. Автор ненавязчив. В его работе нет призывов или протеста. Художник никак не навязывает зрителю свою точку зрения, предлагая насладиться красотой русской природы и задуматься о своей роли в ее изменении, может быть даже насилии над ней.

Интересно, что под таким же названием известна еще одна работа автора, написанная двумя годами позже, давно пребывающая в частной коллекции в Чехии.

Спокойствие, умиротворённость, мудрость столетий, которые впитали в себя эти могучие деревья и чистейшая первозданность, которую природа не теряет на протяжении тысячелетий.

Иван Иванович Шишкин написал картину «На опушке соснового леса» уже будучи в зрелом возрасте. Именно поэтому работа буквально пропитана глубоким символизмом и является посланием ко всему человечеству.

Сегодня картина «На опушке соснового леса» выставляется во Львовской галереи искусств.