Анализ картины Ивана Крамского Хохот - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Хохот

Анализ картины Ивана Крамского Хохот

Иван Крамской «Хохот» или по другим версиям — «Радуйся, Царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата» 1870-1880. Холст, масло. 373 х 501 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иван Николаевич Крамской был прекрасным портретистом, увлекался жанровой живописью и был успешным критиком. До поступления в Академию художеств, расположенную в городе Санкт-Петербурге, занимался ретушью фотоснимков.

К фигуре Христа Иван Крамской обращался не единожды. Самое известное его полотно на религиозную тему – «Христос в пустыне».

Над полотном «Хохот» мастер работал на протяжении пяти лет по 10-12 часов ежедневно. Картина изображает сюжет из Евангелия, относящийся к Страстному циклу.

Христос изображен уже после суда, вершенного Пятым Прокуратором Иудеи, Всадником Понтием Пилатом. Его нарядили в потешного царя, били и смеялись над ним.

Казалось бы, столь глубокая работа передаёт все философские мысли своего автора, но живописцу было мало. Сохранилось его письмо художнику Фёдорову Васильеву, где он упоминает о необходимости писать ещё Иисуса, и даже не его, а толпу, хохочущую во всю мощь, силами «своих громадных животных лёгких».

Замысел был велик и масштабен, так что живописец долго не решался приступить к работе, а приступив, до конца своих дней работал над картиной по двенадцать часов в день.

Однако, как ни старался Крамской, замысел победил исполнение. Автор не справился с многофигурной композицией, и это его очень огорчало, даже мучило.

Тем не менее впечатляет итоговый размер работы – 4 на 5 метров. На заднем плане изображена крупная каменная стена. На небольшой возвышенности стоит Иисус, окруженный толпой невежд. Так им лучше видно, как он страдает. Босоногий и обездвиженный, он словно не слышит ругани, не чувствует ударов и не держит обиды. Его душа выше, чем презрительный хохот беснующейся толпы.

Герои на площади выглядят как актёры на подмостках оперной сцены. Архитектоника композиции состоит из горизонтальных линий, нарушаемых резкими вертикалями. Каждый герой наделён психологической характеристикой, чтобы представить зрителю одно унисонное чувство – злобы, жестокости. Среди воинов и толпы фигура Христа просто теряется…

Однако, снова и снова, возвращался к «Хохоту». В итоге картина получилась полной экспрессии, рельефности и новизны при тонком историческом чутье. «Хохот» получил восхищённые отзывы многих современников, в том числе и Ильи Репина.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887 гг.) — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Волей случая стал ретушером у петербургского фотографа Александровского, заметившего талант юного Крамского.

В 1857 году поступил в Академию Художеств. Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863).

В 1870 году он стал руководителем и идейным наставником Товарищества передвижных выставок.

«Если картина возбуждает толки, и даже оживленные, значит, в ней есть же что-нибудь; стало быть, искусство может исполнять роль несколько более высшего порядка, чем украшение и забава жизни.»