Анализ картины Ивана Крамского Портрет Шишкина - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Портрет Шишкина

Анализ картины Ивана Крамского Портрет Шишкина

Творчество Шишкина в русской пейзажной живописи – явление уникальное. Никогда доселе не звучала так ярко с полотен красота русского края во всём своем многообразии и многогранности.

Портреты Ивана Крамского родились из техники ретушевки фотографий. Будущий живописец странствовал по России и прорисовывал фотографические портреты, попутно постигая законы светотени и объемов.

В Петербурге он окончательно приобрел славу превосходного ретушера. Рискнув без подготовки, сдать экзамены в императорскую Академию художеств, успешно был зачислен в ряды студентов и самых известных художников той эпохи.

После бунта, возникшего в результате протеста против академических порядков, Крамской и сподвижники организовали Артель художников со свободным выбором тем, а затем и передвижные выставки. Талант портретиста проявился с большей определенностью и силой во второй половине 19 века. Он стал модным художником и получил звание академика.

По заказу Третьякова Крамской написал серию портретов для создания галереи выдающихся русских людей, среди которых и появляется портрет пейзажиста Шишкина. Мы можем видеть реальные лица людей, принесших славу России и сыгравших роль в истории искусства.

Крамской дружил с Шишкиным и был его идейным вдохновителем. Реалистичная почти фотографическая живопись Ивана Крамского повествует о судьбах эпохи. Шишкина Крамской изобразил дважды.

Портрет Ивана Крамского Портрет Шишкина, написанный в 1880 году – правдивый и цельный образ пейзажиста. Перед зрителем предстает современник Крамского, только что женившийся во второй раз. Крупная фигура спокойно смотрит с полотна. Большие руки не помещаются в карманах.

Открытый высокий лоб выдает в нем хозяина с добрым характером, что вполне соответствует словесным описаниям коллег, которые говорили о нем, как о суровом только с виду. По его великорусской внешности судили как о волостном старшине, на самом деле, принадлежавший к тонкому искусству.

Такого, каким и был «хозяин леса и поэт природы» – высоким, красивым, сильным человеком с проницательным взглядом, густой бородой и изобразил Крамской.

Крамской очень ценил Шишкина-художника и Шишкина-человека. Трижды он писал с него портреты. Данная работа – более поздняя, Иван Ивановичу Шишкину здесь 48 лет.

Живописец отказывается и от всякого фона и от лишних деталей (в предыдущих работах они присутствуют) – ничего не должно мешать монументальной фигуре героя, свободно расположенной в пространстве.

Крамской как будто хочет дать ответ на вопрос – что есть Шишкин? Его могучий облик с седеющей бородой и опущенными плечами на нейтральном фоне дают красноречивый ответ – «человек-школа», «царь леса», «крепкая сосна, поросшая мхом». Все эти эпитеты сопровождали создателя эпических «Ржи» и «Корабельной рощи» ещё при жизни. Вместе с тем нельзя не заметить мягкий взгляд из прищуренных век, который светится теплотой и добротой.

В итоге Крамскому удалось создать удивительный портрет, который в своей лаконичности изображаемого, воплощает всю многогранность характера великого пейзажиста – силач, мудрец, романтик в своих чувствах и реалист в технике, созерцатель, и великий русский талант.