Полотно Исаака Левитана «Золотая осень. Слободка» написано во время неоднократных поездок по Волге, в полюбившемся местечке Плёс. Волжская при рода не раз становилась героиней полотен Левитана. Пронзительным аккордом звучит в картине самая яркая осенняя пора, пиршество природы. Немного печальный в кратковременности своего торжества образ осени емок и противоречив. Жизнь русской деревеньки, полоска желтеющего леса и огромное пространство неба полны величавости и спокойного ожидания дождливой и холодной погоды. Изображенные избы и проезжая дорога вносят в настроение картины элемент повседневности. Все подчинено естественному ходу смены времен года, беспрерывному циклу жизни природы.
Художник очень любил путешествовать по Волге. Волга для Левитана стала, как героиня. На своих полотнах он не раз отображал пейзажи, которые касались этой могучей реки. И в это раз, когда художник пребывал в своем любимом местечке Плес на Волге, ему захотелось написать эту картину.
Это очень пронзительный аккорд, написания этого полотна. Потому что картина сама по себе противоречива. С одной стороны Левитан отобразил пиршество природы, яркой осенней кратковременной поры, с другой – обычный быт простой русской деревеньки.
На картине изображены покошенные крестьянские избы, проезжая дорога, желтеющий лес. В глубине картины спокойная цветовая гамма.
Здесь же художник отобразил величие этого огромного пространства. И спокойное ожидание того, что скоро наступят холодные и дождливые дни.
Картина как бы показывает цикличность жизни. Деревушка стоит посреди зеленеющих полей. Кругом солнечный свет, хотя тепла от него уже нет. Стройная березка стоит слева со своей кроной пожелтевших листьев.
Она является ярким пятном по отношению к другим деревьям, которые уже сбросили свои листья и они стоят потемневшие, как бы ожидая приближения зимы, чтобы уйти в спячку до весеннего пробуждения.
А вдоль покосившихся домиков тянется проселочный тракт, который как бы замирает из-за ветхого плетня, который зацепился за крайнюю избу, а потом появляется между полей и теряется где-то на горизонте.
Обычная повседневная картина. Мастер еще раз сделал ударение на то, что жизнь является естественным ходом событий. И что лето сменяет осень и т.д. То есть, это беспрерывный цикл жизни природы.
Певец «будничного мотива», Левитан, продолжая лирическую линию развития пейзажа, намеченную его учителем А. К. Саврасовым, своим творчеством открыл новую страницу искусства конца XIX века.