Анализ картины Исаака Левитана Поздняя осень - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Поздняя осень

Анализ картины Исаака Левитана Поздняя осень

Очередной потрясающий пейзаж Левитана «Поздняя осень». Эта пора – одно из любимейших его времен года. Конечно, невозможно не воспеть красоту осени с ее буйством красок увядающей природы.

Полотно написано во вполне привычной для автора манере мрачного пейзажа. Природа изображена без излишнего лоска именно такой, какой она представляется зрителю в реальности. Сумерки. На небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь. Скорее всего, дождь идет уже не одну неделю – не переднем плане уже успела образоваться достаточно большая лужица. В лужице плавают желтые листья, словно кораблики, подобные тем, что спускает по первым весенним ручейкам малышня. Поля убраны, поодаль можно наблюдать стог сена.

Исаак Ильич Левитан очень любил осень, с её разнообразием красок опадающих листьев и увядающей природы. Картина «Поздняя осень» Исаака Левитана написана в типичной для подобных работ художника манере мрачноватого пасмурного пейзажа. Природа изображена мастером такой, какая она есть, без лишнего пафоса и лоска.

Левитан очень достоверно показал сумерки и сгустившиеся на небе тучи. Скорее всего, вот-вот начнётся дождь, который идёт в этой местности уже не один день – так как мы видим, что на переднем плане образовалась довольно большая лужа. За нею, на возвышенности, стоит заготовленный на зиму большой стог сена. Он обнесён плетнём – загородкой, не дающей животным подходить к нему.

Вся природа на этом полотне как бы замерла в ожидании – вскоре придет зима. Деревья уже сбросили почти всю свою листву. А та, что ещё остаётся на ветках, заметно поблекла. Лес застыл в ожидании заморозков, холодов, первого снега. Ещё немножко – и яркую картинку жёлто-оранжевого разноцветья листьев заменит однообразная белая заснеженная равнина.

На заднем плане мы видим вечнозелёные ели, растущие вперемешку с лиственными деревьями. Трава тоже давно пожелтела и пожухла. Небо над всем этим лесом очень пасмурное, фактически беспросветное.

В этом произведении Левитана нет поэтических метафор, нет торжества будущей жизни, предвкушения чистоты первого снега. Не найти на ней и ярких красок, присущих середине осени. Но именно эту картину можно с полным правом назвать максимально приближенной к реальной действительности. Она исключительно чётко и правдиво показывает позднюю осень и создаёт соответствующее этому времени года настроение.

Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Еще немного и наступит зима. Природа уже готова к «смерти», вслед за которой, несомненно, наступит возрождение. С берез уже облетели листья – они стоят совсем голые, кажется, что им холодно, и потеснее прижались друг к другу. Лес в ожидании: в ожидании холодов, заморозков, первого снега. Еще немного и эта еще довольно цветная картинка сменится однообразной белой заснеженной равниной.

На заднем плане вечнозеленые ели и пожелтевшие листья других деревьев. Вся трава уже давным-давно желтая и пожухлая. Небо совсем пасмурное и беспросветное.

Общее впечатление от картины довольно мрачное. Но в общей сложности пейзаж воспринимается достаточно тяжело – картина написана в мрачных тонах, стоит напрягать зрение для того, чтобы разобрать существенные детали пейзажа. Этот пейзаж – не про пышное увядание природы. В нем нет буйства красок. Однако именно эта картина может наиболее четко отразить осеннее состояние природы, без излишнего приукрашивания действительности.