Анализ картины Исаака Левитана В парке - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана В парке

Анализ картины Исаака Левитана В парке

В Астраханской картинной галерее хранится ценное собрание работ Исаака Левитана. Эти произведения различаются по размеру, характеру и настроению, но все они воплощают мастерство художника точно передавать разные состояния природы, созвучные внутренним порывам человеческой души.

Первые картины астраханского собрания приобрел основатель музея Павел Догадин. Пейзаж Левитана «В парке» Догадин считал одним из своих наиболее удачных приобретений. Эта работа стала и самой дорогой картиной в его коллекции: в мае 1917 года Догадин заплатил за нее Павлу Саурову, владельцу Постоянной художественной выставки в Москве, целых шесть тысяч рублей. Кроме живописных произведений, в фонде Астраханской картинной галереи сохранились каталоги выставок и газетные заметки о творчестве Левитана, собранные Павлом Догадиным.

Левитан вобрав в свое творчество все лучшее от Остроухова, Серова и Коровина и других друзей, создал собственный стиль, который стали называть стиль русского пейзажа, и по праву стали считать «левитанский». Левитан был один из самых значимых русских и европейских художников-пейзажистов 19 века.

В его искусстве были впитаны горесть и радость того времени, свои творческие искания он воплотил в лиричных образах русской природы.
Работы Левитана восторженно оценивали современники, которые считали его картины – пейзажи настроения, которые удивительно правдивы и достоверны. За все время своей творческой деятельности им было создано несколько тысяч этюдов и картин, с абсолютной уверенностью его работы можно называть – эталон в живописи пейзажей.

Родная природа вдохновляла этого художника на создание прекрасных картин. Картину «В парке» Исаак Левитан написал в 1880 году.

В верхней части полотна находится небо. Оно покрыто воздушными белыми облаками, небо удивительно красивое, голубое. Еще царит лето, гуляя по парку, можно представить, как вдалеке слышится вечерний звон церковных колоколов, который разлетается над деревьями, рекой.

В центральной части этой экспозиции – река, в воде которой отражаются деревья. Смотришь на ее голубые и серые оттенки, и проникаешься спокойствием этой картины, ее летний пейзаж покоряет своим волшебным очарованием.

Главный акцент сделан на почти упавших березах, и соснах, которые стоят позади них и возвышаются над ними.

Исааку Ильичу Левитану в любой его работе удавалось найти необыкновенную глубину природы, которая переплетается с устоями жизни русского человека.

«Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа»,
— писал известный живописец и реставратор Игорь Грабарь.

В работах Левитана природа показана глазами человека, который целиком поглощен каким-либо сильным душевным порывом и замечает вокруг лишь то, что созвучно его собственному состоянию. Пейзаж превращается в эхо его настроения: тревоги, спокойствия, меланхолии или скорби.

Картина «В парке» Исаака Левитана изображает умиротворенный заброшенный уголок: тихая заводь пруда поросла камышом и водяными лилиями, белые чашечки которых словно светятся на темной глади воды. Пейзаж наполнен меланхолическим настроением, характерным для многих работ Левитана 1880-х годов.

На момент создания этой картины живописцу едва исполнилось двадцать лет, но его мастерство и талант уже высоко оценил сам Павел Третьяков, известный меценат и основатель Третьяковской галереи. В это время Левитан жил в Московской области, в Останкино. Работая исключительно с натуры, он писал полные лиризма пейзажи, преисполненные легкой грустью и любовью к родной природе, в том числе создал и картину «В парке».