Анализ картины Исаака Левитана Осень. Туман - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Осень. Туман

Анализ картины Исаака Левитана Осень. Туман

Исаак Левитан родился в 1860 году и был одним из значительных пейзажистов XIX века. Он не гнался за яркими красками и эффектными видами. Всё представлял просто и ясно.

Каждое появление нового произведения Левитана являлось его победой. Им восхищались, о нём везде говорили. Его признавали как великого мастера.

Несмотря на свой сложный характер, когда он мог легко впадать в страшную хандру или гнев, с наличием желания к суициду, в его душе всегда было место чистому и проникновенному настрою для написания картин, который прослеживается во всех его произведениях.

Тех эффектов, какие Левитан достигал в своих пейзажах, поражает, вызывая восторг. Используя технику акварели, художник достигал чистоты цвета и движений листьев, будто работа была создана в лирическом пейзажном жанре. Он любил работать именно в этой технике, создавая восхитительные произведения. Художник очень тонко чувствовал природу.

Настроение этой картины Исаака Левитана Осень. Туман настолько зыбко и неуловимо, что невольно затаится дыхание для ощущения всей чистоты осеннего воздуха. Полностью уходя в созерцание, воображение растворяется в густой белизне тумане так же, как деревья.

Чувствительность живописи предполагает определённую эскизность, внешнюю незаконченность, а если быть точнее – создаёт ощущение незаконченности. Все эти приёмы в написании картины являются отличительной особенностью пастелей и акварельной краски.

У него с детства в памяти остались засыпанные листвой прекрасные поляны, печальные и пышные уголки родных простор с берёзками и другими разнообразными деревьями, коими богата русская земля.

Технику стиля живописного символизма, Левитан воспринял уже в последние годы своего творчества, позже сформировав уже своё направление, применяя в дальнейшем написании более поздних известных картин.

Мягкой кистью и с чуткой деликатностью живописец намечает очертания золотящихся предосенним цветом деревьев у края леса на фоне его плотной темно-зеленой массы. Зыбкое отражение лесистого берега читается в застывшей воде реки. Такие сложные переходные, часто неуловимые состояния в жизни природы Левитану были хорошо знакомы. Он, заядлый охотник, днями и неделями мог в полном одиночестве или со своим другом Антоном Чеховым, в сопровождении любимой собаки Весты бродить по подмосковным лесам и вслушиваться, по его словам, в «трав прозябанье».

Левитан начал работать над этой картиной в подмосковной Саввинской слободе в августовские дни 1886 года, завершил работу над ней в следующем году после своей первой поездки на Волгу, которая очень много значила в творческом и эмоциональном возмужании пейзажиста. Художник показал картину на зимней выставке Московского общества любителей художеств в 1887–1888 годах. Василий Верещагин, художник с трезвым взглядом на жизнь и творчество, покоренный поэзией созданного Левитаном образа, приобрел ее и преподнес пейзаж в 1888 году в дар Павлу Третьякову, в знак уважения и признания к самоотверженной деятельности великого коллекционера.