Анализ картины Исаака Левитана Осень. Усадьба - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Осень. Усадьба

Анализ картины Исаака Левитана Осень. Усадьба

Певец «будничного мотива» Исаак Ильич Левитан продолжил лирическую линию развития пейзажа, намеченную его учителем Алексеем Саврасовым. Он обогатил своими живописно-пластическими поисками и художественными образами русскую пейзажную живопись, открыв новую страницу искусства конца XIX века. В полотнах Левитана наилучшим образом воплотилась способность художника-творца наделять пейзаж человеческими эмоциями. Любимым живописцем Левитана был Камиль Коро, считавший, что пейзаж отражает «состояние души» автора. Друг художника Федор Шаляпин писал: «Чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве».

Левитан является создателем лирического «пейзажа настроения», наполненного переживаниями автора, переданными с тонким психологизмом. Даже самый непритязательный пейзажный мотив художник умел передать с особым настроением и неким скрытым нервом.

Пример тому — пейзаж из собрания Омского музея «Осень. Усадьба». Летом 1894 года Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой, приехавшей из Петербурга в свое имение Горка на берегу Островенского озера. В 1894–1895 годах художник много времени проводил в ее имении, жил там месяцами. Писал окрестные пейзажи, много работал пастелью, отдавая дань ее тонким и сдержанным цветовым возможностям и бархатистой поверхности.

Основное здание усадьбы – деревянный дом в два этажа с мезонином, выкрашенным в желтый цвет. Этот дом Левитан изобразил на двух картинах – «Март» и «Осень. Усадьба».

На картине – поздняя осень, любимое время года художника. Хмурый день, обычный для этого времени. Листья уже опали, и покрывают землю практически полностью. Первый снег еще не выпал, и можно ощутить тот шорох под ногами. На некоторых деревьях еще висят пожелтевшие листья, но оставшуюся листву скоро сорвет ветер. На заднем плане – знаменитый главный дом усадьбы Горка – то самое двухэтажное здание с мезонином. К нему ведет тропка (вероятно, дорога), едва различимая под упавшей листвой.

Здесь можно увидеть разительный контраст с весенним мартовским пейзажем, написанным несколько месяцев спустя. На картине «Март» видно, что дом (та его часть, которую изобразил художник) выкрашен в желтый цвет.

На картине «Осень. Усадьба» Исаака Левитана цвета дома практически неразличимы. Они словно поблекли в ожидании зимы, теряясь на фоне облетающей листвы.

Судя по тому, с какой тщательностью выписаны мельчайшие детали, это место произвело на Левитана огромное впечатление. На картине нет ни людей, ни животных. Художник оставляет зрителя наедине с осенью и двухэтажным домиком неподалеку. Несмотря на кажущееся запустение, он не покинут, здесь почти всегда есть люди – жена Турчанинова с детьми и их друзья, например, Левитан.

Осенние картины Левитана оказали огромное влияние на многих художников. Эта тема присутствовала в творчестве большинства русских пейзажистов конца 19-начала 20 веков.

В пейзаже «Осень. Усадьба», написанном в 1894 году, изображен старый двухэтажный деревянный дом посреди оголенного парка. Образный строй пейзажа — блеклый колорит и монотонный ритм вертикалей стволов — выражает настроение природы, охваченной печалью увядания.

Ноты легкой грусти тают в осеннем воздухе вместе с запахом опавших листьев, которые вызывают почти физическое ощущение сухого шуршания под ногами. По своему тону грустной, светлой мелодии пейзаж перекликается с рассказом Чехова «Дом с мезонином», также навеянным пребыванием в имении Горка.