Певец «будничного мотива» Исаак Ильич Левитан продолжил лирическую линию развития пейзажа, намеченную его учителем Алексеем Саврасовым. Он обогатил своими живописно-пластическими поисками и художественными образами русскую пейзажную живопись, открыв новую страницу искусства конца XIX века. В полотнах Левитана наилучшим образом воплотилась способность художника-творца наделять пейзаж человеческими эмоциями. Любимым живописцем Левитана был Камиль Коро, считавший, что пейзаж отражает «состояние души» автора. Друг художника Федор Шаляпин писал: «Чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве».
Левитан является создателем лирического «пейзажа настроения», наполненного переживаниями автора, переданными с тонким психологизмом. Даже самый непритязательный пейзажный мотив художник умел передать с особым настроением и неким скрытым нервом.
Пример тому — пейзаж из собрания Омского музея «Осень. Усадьба». Летом 1894 года Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой, приехавшей из Петербурга в свое имение Горка на берегу Островенского озера. В 1894–1895 годах художник много времени проводил в ее имении, жил там месяцами. Писал окрестные пейзажи, много работал пастелью, отдавая дань ее тонким и сдержанным цветовым возможностям и бархатистой поверхности.
Основное здание усадьбы – деревянный дом в два этажа с мезонином, выкрашенным в желтый цвет. Этот дом Левитан изобразил на двух картинах – «Март» и «Осень. Усадьба».
На картине – поздняя осень, любимое время года художника. Хмурый день, обычный для этого времени. Листья уже опали, и покрывают землю практически полностью. Первый снег еще не выпал, и можно ощутить тот шорох под ногами. На некоторых деревьях еще висят пожелтевшие листья, но оставшуюся листву скоро сорвет ветер. На заднем плане – знаменитый главный дом усадьбы Горка – то самое двухэтажное здание с мезонином. К нему ведет тропка (вероятно, дорога), едва различимая под упавшей листвой.
Здесь можно увидеть разительный контраст с весенним мартовским пейзажем, написанным несколько месяцев спустя. На картине «Март» видно, что дом (та его часть, которую изобразил художник) выкрашен в желтый цвет.
На картине «Осень. Усадьба» Исаака Левитана цвета дома практически неразличимы. Они словно поблекли в ожидании зимы, теряясь на фоне облетающей листвы.
Судя по тому, с какой тщательностью выписаны мельчайшие детали, это место произвело на Левитана огромное впечатление. На картине нет ни людей, ни животных. Художник оставляет зрителя наедине с осенью и двухэтажным домиком неподалеку. Несмотря на кажущееся запустение, он не покинут, здесь почти всегда есть люди – жена Турчанинова с детьми и их друзья, например, Левитан.
Осенние картины Левитана оказали огромное влияние на многих художников. Эта тема присутствовала в творчестве большинства русских пейзажистов конца 19-начала 20 веков.
В пейзаже «Осень. Усадьба», написанном в 1894 году, изображен старый двухэтажный деревянный дом посреди оголенного парка. Образный строй пейзажа — блеклый колорит и монотонный ритм вертикалей стволов — выражает настроение природы, охваченной печалью увядания.
Ноты легкой грусти тают в осеннем воздухе вместе с запахом опавших листьев, которые вызывают почти физическое ощущение сухого шуршания под ногами. По своему тону грустной, светлой мелодии пейзаж перекликается с рассказом Чехова «Дом с мезонином», также навеянным пребыванием в имении Горка.