Исаака Левитана прозвали мастером пейзажа настроения не просто так: он, как никто другой, наделял природу различными эмоциями и мыслями, а цветовая палитра то удручала своей темнотой, как в «Тишине», то радовала своим изобилием розового в «Весне в Италии». Живописец всегда передавал с присущим ему мастерством все прелести осени, столь нелюбимой многими, но так обожаемая самим Левитаном. Сотни полотен изображают лишь это время года, если еще не считать все этюды.
Спокойная и всегда величавая, но никогда не повторяющаяся она всегда поражала зрителей своим разнообразием и непохожестью. Изображение осенних далей полностью видоизменяют весь пейзаж. Дождем смывается летняя зеленая трава, а деревья наряжаются в золотые одеяния. Когда-то густой лес становится полупрозрачным, сквозным. Буйные краски лета отступают, и на их место приходит пурпурная и желтая осенняя пора.
На полотне мы видим узнаваемые нами еще с детских времен места. Несколько берез стоят в причудливых, ярких нарядах, которые еще составляют желтые и красные листья, пока дыхание ветра не сдуло их. Небо сравнимо с тонким первым льдом на речке. Осенние дни вызывают печаль и тоску. Осыпание листьев, гниение трав, солнечные лучи уже не такие жаркие и согревающие, и ведь это только начало, потом придет холодная зима, с постоянно сыплющимся снегом и снежными вихрами.
Художник умел передать с огромной силой величайшего мастера не поддающиеся обозрению дали ненастного времени года. Осень изображалась им в своем непередаваемом спокойствии и особом величии. Зрительно может это ощутить, лишь только взглянув на полотно Левитана.
Осень совершенно меняла всю природу. Вся густая летняя зелень постепенно смывалась дождями, деревья одевались в оранжевые и желтые наряды. Некогда густые леса становились полупрозрачными, совершенно сквозными.
Лето с его буйными красками сменялось пурпурной и золотой осенней порой.
Художник любил это время года. Он ждал его с величайшим нетерпением и огромным трепетом. Сколько осенних дней перенес он на свои полотна. Известно почти сто картин, посвященных осени, а это не читая этюдов.
Каждый раз на полотнах художника осень предстает по-новому. На этой картине мы видим вполне знакомые нам всем с детства вещи. Березы еще одеты в причудливые яркие наряды из желтых и красных листьев, ветер не успел сдуть их. Небо настолько необычно, что до боли напоминает еще совсем тонкий первый лед на реке.
Мы чувствуем, насколько печальны дни осени. Листья осыпаются, травы гниют, солнце еще греет, но совсем слабо. Вся природа готовится к зиме.
Левитан – мастер цвета. Как великолепны белые стволы берез на фоне еще местами зеленой травы. Краски невероятно колоритные и сочные. Художник нарочито не прописывает каждую травинку и каждый лист. Перед нами предстает некая дымка, о которой поэты говорили, что она «звенящая». Все изображение сливается в некие пятна цвета, создающие особое настроение осенней унылости и грусти. Серое небо нисколько не оживляет пейзаж. Оно достаточно безрадостно наблюдает за всей картиной подготовки природы к холодам. Лишь изящные стволы берез немного радуют глаз, оживляя этот унылый пейзаж.
С какой четкостью подчеркнуто великолепие белых стволов деревьев, позади которых мы еще можем увидеть зеленую траву! Колорит и сочность картины достигается за счет красок. Если приглядеться к травинкам и листикам, то можно обнаружить, что прописаны они не четко. Такой прием создает впечатление звенящей дымки, о которой так часто упоминается в лирических стихотворениях.
Картина Исаака Левитана Осень. Березки представляет собой некое пятно, участвующее в создании особого настроения осенней тоски и хандры. Абсолютно безрадостное наблюдение серого неба никак не способствует оживлению пейзажа, оно лишь сочетается с общей гаммой, только березы являют собой яркое пятнышко, радующее зрителя. Создание осеннего колорита достигается путем перехода цветов и слияния в одно целое всего изображенного на картине.